Чему научить ребенка в 6 лет

Чему научить ребенка в 6 лет

Скоро ваш дошкольник пойдет в первый класс. Чтобы хорошо адаптироваться в учебном заведении, ребенок в 6 лет должен уметь и знать приблизительно то же, что и его сверстники, владеть навыками общения. Дети, посещающие садик, занимаются вместе с друзьями и воспитателем по установленной программе. После нее багаж знаний будет достаточным для поступления в обычную школу, но многие лицеи и гимназии предъявляют дополнительные требования к развитию будущих учеников.

Ребенок на пороге школы

Дошкольники, посещающие детские учреждения, в 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и педагогами. Поступление в школу не станет для них сильным стрессом. «Домашние» дети привыкли, что маму можно уговорить отложить занятия или обед, пока не закончится интересный мультик. Они, как правило, плохо умеют договариваться, идти на компромисс. Чтобы поступление в учебное заведение не обернулось трагедией, желательно заранее отдать шестилетку в подготовительную группу. Если такой возможности нет, сами вырабатывайте у ребенка уступчивость, ответственность, умение строго следовать существующему режиму.

В это время ребенок уже не только замечает ложь, неискренность, но и может задать вопрос, ставящий взрослых в тупик: «Мама, почему ты хорошо встречаешь и угощаешь чаем тетю Зину, а когда она уходит, говоришь папе, что никогда не хотела бы ее видеть?». Готовьтесь к таким ситуациям заранее, шестилетка уже не примет утверждение, что он все поймет, когда подрастет. То же самое может произойти при его общении со сверстниками. Вы никак не объясните ребенку, что он не может драться с сыном директора фирмы, где работает папа, даже если вредный мальчишка постоянно отнимает и ломает игрушки вашего малыша. Родителям придется самим перестроиться и установить такие отношения с детьми, чтобы у них не оказалось ни малейшего повода усомниться в любви мамы или папы.

В это время ребенок изо всех сил отстаивает собственное мнение и границы своей личности. Дети старшего дошкольного возраста будут слушаться только того человека, которого они уважают. Ребенок считает себя уже достаточно взрослым, чтобы самостоятельно принимать решения, особенно проявляется это перед сверстниками. Дети играют во дворе, из открытой форточки раздается крик: «Саша, уже темнеет, иди домой!». Мальчик с невозмутимым видом продолжает игру, делая вид, что крик не имеет к нему никакого отношения. Он мог бы послушаться родителей один на один, но выглядеть маменькиным сынком при сверстниках выше его сил.

Старайтесь найти компромисс с дошкольником, но предупредите, что большие дети имеют не только права, но и обязанности. Дома каждый член семьи выполняет свою работу – в 6 лет ребенок уже может помыть посуду, вытереть пыль, подмести пол. Если помощь родителям еще можно обсуждать, идти навстречу желаниям ребенка и заменять одну работу на другую, то за собой он должен прибирать сам. Разбросанные игрушки, нечаянно разлитые краски, обрезки бумаги после занятий ребенок должен прибирать самостоятельно и без напоминаний.

Интеллектуальное и физическое развитие шестилеток

Не следует думать, что ученику, сильно обгоняющему своих сверстников по интеллекту, будет легко в школе. Мы все читали о вундеркиндах, сдающих экзамены за 10 класс в 11-12 лет. Нужно ли это ему? Одноклассники уже встречаются с девушками, у них свои интересы, а будущий гений выпал из этой среды. Не торопитесь осваивать школьную программу, иначе на уроках ребенку станет скучно. Следите за гармоничным развитием дошкольника, он должен развиваться не только интеллектуально, но и физически.

Желательно, чтобы к поступлению в школу ребенок умел:

  • подтянуться 2-3 раза на перекладине;
  • хорошо прыгать через скакалку;
  • уверенно играть с мячом и руками, и ногами;
  • ходить по бревну;
  • забираться и спускаться как по наклонной, так и по вертикальной лестнице.

Если физические упражнения не вызывают затруднений, а интеллектуальное развитие ребенка в 6 лет отстает, обратите внимание на мелкую моторику. Точные движения пальцев стимулируют работу головного мозга, вместе с работой руками будет развиваться интеллект.

Посмотрите, умеет ли дошкольник:

  • уверенно владеть карандашом и кисточкой;
  • собирать модели из мелких деталей, пользуясь пинцетом;
  • вдевать нитку в иголку;
  • лепить из пластилина, глины и теста.

Пусть ученик идет вровень или немного впереди своих сверстников. Не торопитесь изучать основы математики, физики, химии – сначала ребенку нужно получить основы знаний об окружающем мире. Отложите учебник математики, пойдите в лес, посмотрите, какие деревья и кустарники растут в вашей местности, какие птицы поют среди листвы. Понять, насколько дошкольник опережает сверстников или отстает от них, можно по нормам развития шестилеток.

Перед поступлением в учебное заведение ребенок должен уметь следующее:

  • грамотно говорить;
  • удерживать внимание на интересующем его занятии около 20 минут;
  • рассказать о знакомом предмете (из чего он сделан, для чего нужен);
  • изменять слова, переводить их в уменьшительно-ласкательную форму, подбирать синонимы и антонимы;
  • различать диких и домашних животных, рассказать, для чего держат корову, кошку, собаку;
  • строить причинно-следственные связи: почему ночью темно, а днем светло;
  • рисовать не только знакомые предметы, но и фантастических существ, сюжеты из сказок;
  • пересказывать сказки и рассказы, иногда изменяя сюжет по своему выбору;
  • знать времена года, объяснить, чем отличается весна от осени или зима от лета.

Дошкольник уже должен уметь общаться со сверстниками, взрослыми родственниками и друзьями родителей, незнакомыми людьми, отвечать на их вопросы. Необходимо, чтобы он знал, кого следует называть по имени и отчеству, к кому обращаться на «Вы». В 6 лет уже пора знать основные правила вежливости, к месту употреблять слова: «доброе утро», «спасибо», «пожалуйста». Так нужно разговаривать не только с чужими людьми, но и в своей семье. Родителям нужно внимательно следить за своим поведением: если папа после обеда молча выскакивает из-за стола, сын тоже никогда не поблагодарит маму за вкусные блюда.

Научите малыша не рассказывать незнакомцам, что из ценных вещей есть дома, когда папа и мама уходят и возвращаются в квартиру. Иногда такая информация служит хорошей наводкой для мошенников.

Социальная адаптация

Для родителей их сын или дочь – самый лучший, умный и развитый ребенок. Это правильно, но когда подходит время поступать в школу, нужно подумать, как он будет чувствовать себя в коллективе сверстников. Если есть какие-то проблемы в физическом развитии, вам об этом скажет участковый педиатр. А чтобы протестировать знания и умения своего дошкольника, проверьте его достижения.

Читайте также:  Что испытывает мужчина во время минета

В 6 лет ребенок должен:

  • знать свои имя, фамилию, адрес, имена и профессии родителей;
  • складывать несложные пазлы, собирать конструктор для дошкольника;
  • знать, как зовут близких родственников, друзей и домашних животных;
  • распознавать растущие в вашей местности деревья, огородные культуры, ягоды;
  • различать основные цвета и известные оттенки (розовый, сиреневый);
  • знать и на практике применять основные правила дорожного движения для пешеходов;
  • находить стороны – право, лево, верх, низ;
  • бойко разговаривать, отвечать на вопросы;
  • рисовать и штриховать с правильным нажимом на карандаш;
  • обслуживать себя самостоятельно: умываться, кушать, пить, одеваться;
  • считать до 10;
  • по памяти декламировать детские стишки и песенки.

К 6 годам вы можете заметить, что мальчики и девочки стали отдаляться друг от друга, у них появляются разные игры, увлечения. Родителям следует понимать, что дочери больше нравятся куклы и рукоделие, а сыну – машины и футбол. При этом не нужно оправдывать отсутствие необходимых навыков половыми особенностями. Девочке нужно уметь собрать несложный конструктор, а мальчику – вытирать пыль со стола. Если малыш чего-то не умеет, займитесь этим вопросом. Здоровый ребенок освоит нужные знания очень быстро, к поступлению в школу вы успеете научить его всем необходимым умениям.

В некоторых случаях ребенок не может освоить нужные навыки из-за того, что у него плохо развита память. Проверьте, что он может запомнить. При нормальном развитии ребенок может:

  • назвать и написать буквы и цифры;
  • повторить простой текст из 3-4 предложений;
  • вспомнить отрывок из знакомой книги или сказки;
  • запомнить около 8 из 10 названных или показанных предметов.

Если ребенок воспитывался только в семье, где его никто не обижает, нужно приучать его к жизни в обществе. Дипломатичность – неплохое качество, но в некоторых случаях нужно уметь постоять за себя или заступиться за слабого друга, сестренку, младшего брата. Не пугайтесь, если сын пришел с прогулки с синяком под глазом, – разберитесь, из-за чего произошла драка. Иногда нужно поругать ребенка, не сумевшего избежать конфликта, а иногда и похвалить его за смелую борьбу за справедливость. Лучше доверить решать подобные вопросы папе, он разберется, где мужчина должен стоять до конца, а где отступить и найти мирное решение.

Скоро ваш малыш пойдет в школу, а каждое учебное заведение предъявляет свои требования к знаниям и умениям будущих первоклассников. Обязательно поговорите с педагогом, в чей класс пойдет ребенок, узнайте, какими навыками он должен владеть. Не стремитесь в слишком серьезный лицей или гимназию, учитывайте возможности и желания ребенка. Если дошкольнику больше нравится играть в футбол, чем читать, отдайте его в школу со спортивным уклоном, если он любит природу, может долго наблюдать за птицами или рыбками, остановитесь на краеведческой гимназии.

Боковая навигация

Дети в этом возрасте задают много вопросов, собирая информацию об окружающем мире, и хотят учиться новым навыкам. Они чувствуют интерес к правилам, и выясняют, почему они устроены именно так. Им нравится, когда люди следуют правилам, даже если сами они их не соблюдают. Дети могут не соглашаться с правилами, нарушать их и устанавливать новые – это их способ познания мира правил. Они учатся различать желания и потребности. Именно в этом возрасте приобретают значение игры по конкретным правилам.

В этом возрасте ребенок учится:

  • мастерству в более сложных действиях;
  • принимать и соблюдать правила;
  • развивать в себе чувство ответственности;
  • многим новым навыкам, в т.ч. социальным (особенно в отношениях со сверстниками противоположного пола);
  • брать пример с взрослого человека того же пола;
  • открывать для себя мир и принципы его функционирования;
  • быть более самостоятельным;
  • оттачивать свои навыки обсуждения каких-либо тем;
  • быть открытым к сотрудничеству.

Родитель может поддержать развитие ребенка, если:

  • устанавливает границы:
    • последователен и воплощает естественные последствия поведения ребенка, чтобы ребенок научился нести ответственность за свои поступки;
    • разрешает ребенку (насколько это позволяют знания и умения ребенка) принимать решения по поводу вещей, касающихся его жизненного уклада, чтобы ребенок чувствовал контроль над своей жизнью;
    • помогает ребенку различать фантазии и реальность и вдохновляет ребенка говорить правду. Маленькие дети могут лгать или воровать. Родитель может поговорить с ребенком о фактах, и помочь ему рассказать правду, не обвиняя и не унижая его;
    • разрешает ребенку выполнять работу по дому, чтобы вдохновить его сотрудничать и брать на себя ответственность.
  • поддерживает эмоциональное и когнитивное развитие ребенка:
    • помогает ребенку понять свои и чужие чувства;
    • учит ребенка решать проблемы, чтобы он мог справляться с конфликтами и вызовами;
    • поддерживает действия, связанные с интересами ребенка, которые развивают навыки и уверенность в себе, и позволяют пережить ощущение успеха;
    • вдохновляет доводить до конца задания и действия;
    • хвалит ребенка, если он пытается самостоятельно решить какую-либо задачу;
    • является надежным источником информации.
  • поддерживает социальное развитие ребенка:
    • предлагает возможности для проведения времени со сверстниками, и способствует тому, чтобы у ребенка появились отношения;
    • обращает внимание ребенка на взрослых из круга знакомых или из общества, с которых можно брать пример,объясняя конкретные ценности и поступки, достойные подражания.
Читайте также:  Ахалазия мочеточника это

«Как помочь ребенку, испытывающему сильные эмоции?»

Лучший способ справиться с эмоциями – согласиться с ними, акцептировать их. Конечно, может показаться, что, если мы погрузимся в свои чувства, они могут усилиться, вместо того, чтобы пойти на спад, но наш эмоциональный центр мозга успокаивается именно так. Последовательность может быть следующей: помочь ребенку понять свои чувства через их отражение, а затем принять их. Важно донести до ребенка посыл, что человеку свойственно испытывать чувства, и что именно через понимание своих чувств мы приходим к спокойствию. Также можно постараться выяснить, какие еще чувства может испытывать ребенок, как они возникают и что является пусковым механизмом к их возникновению. Необходимо дать время. Чувства не подчиняются приказам извне, поэтому нельзя требовать от ребенка, чтобы он испытывал что-то другое, злиться на то, что он испытывает или требовать прекратить чувствовать себя именно так. Когда эмоция прочувствована и нормализована, она утихает. Чувства подвижны, изменчивы и проходящи. Когда мы принимаем всё это в ребенке, он потихоньку учится сам контролировать свои чувства.

«Что делать, если мои дети дерутся между собой?»

У детей из одной семьи есть прекрасная возможность учиться чувствовать себя и взаимодействовать с другими через отношения с братом/сестрой. Естественно, что дети, живущие вместе, учатся сотрудничеству и соперничеству, взаимодействуют друг с другом и учатся один у другого. Родители, конечно, хотят, чтобы их прекрасные дети замечательно ладили между собой, но конфликты неизбежны, в том числе, в отношениях между детьми. Задача родителя не всегда в том, чтобы вмешиваться. Довольно часто дети способны сами урегулировать споры. Если этого не происходит, родитель должен помочь детям, но не готовым решением, а предложив инструменты и способы урегулирования. Это значит, что нельзя принимать чью-то сторону и искать виноватого. Вместо этого стоит заняться понижением градуса эмоций и выслушать обоих, чтобы разобраться в потребностях каждого ребенка, и в то же время поощрить диалог между детьми, подтолкнуть их к обсуждению и анализу случившегося. Что произошло, что необходимо каждой из сторон в данный момент, и как прийти к хорошему решению, учитывая потребности обоих детей. Если переживания очень сильны, стоит временно разделить детей и обсудить ситуацию позже.

«Почему он не считается с другими? Как его этому научить?»

Естественно, что, заботясь о малыше, взрослый отодвигает свои желания на второй план. По мере взросления ребенка, необходимо потихоньку давать понять, что он и его потребности, несомненно, важны, но и у окружающих тоже есть свои желания. Как только малыш научится ходить, необходимо позволить ребенку испытывать на себе ограничения. Конечно, желание и потребность ребенка стоит для него на первом месте, и «НЕТ» и «СДЕЛАЕМ ПО-ДРУГОМУ» способны спровоцировать протестное поведение. Детский протест естественен, это нужно понимать и с этим необходимо считаться, чувства всегда должны быть акцептированы. В то же время, нужно учиться сотрудничать, стараться быть в диалоге, слушать ребенка и учить его слушать других. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен осознавать, что в семье, в детском саду, в школе, на улице, в кафе и др. действуют свои правила и их нужно придерживаться, потому что отношения между людьми основаны на диалоге. Естественно, что ребенку трудно отказаться от своих желаний. Задача родителя быть требовательным, но понимающим и прежде всего, самому придерживаться тех правил, выполнение которых требуется от ребенка, ведь ребенок обучается, в первую очередь, через пример.

«Может ли пубертат начаться существенно раньше?»

Предподростковым возрастом считается возраст (8)9-12 лет, пубертатом – 12-15 лет. Изменения, сопровождающие переломные годы, действительно могут проявляться уже с 8 лет. В то же время, свойственные подросткам перепады настроения и неготовность к диалогу в поведении 6-8-летнего ребенка могут быть связаны не с началом пубертата, а с недостатком соответствующих возрасту навыков. В дошкольном возрасте ребенок уже должен уметь собраться, временно отложить свои желания, дождаться своей очереди, признавать авторитеты и правила, ощущать границы своих потребностей и потребностей других людей, и др. Если перечисленное выше кажется ребенку слишком трудным или он отказывается следовать этим правилам, стоит основательно заняться освоением соответствующих возрасту навыков. Родитель все же может обучить ребенка тому, что он еще не усвоил.

Вот и пришел к концу этап дошкольного детства, позади осталось несколько непростых периодов становления личности. Однако вы стоите на пути непростого и вместе с тем интересного времени. Шестилетка находится на границе серьезных изменений. Он уже имеет личное мнение, может отстаивать свою точку зрения, усвоил некоторые социальные нормы, контролирует свое поведение, помогает друзьям. В нашей статье мы расскажем о том, какие психологические перемены ждут вашего ребенка и как ему помочь пройти по новому пути.

Как складываются отношения со сверстниками?

Возраст 6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников, то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации. Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. У них складывается полноценное общение, совсем не связанное с игрушками.

В 6-7 появляются первые настоящие друзья

Данный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей 6-7 лет это настоящая психологическая драма.

Основная задача родителей заключается в поддержке ребенка, умении найти важные слова, помочь прожить первые переживания. Ни в коем случае нельзя с насмешкой относиться к детским переживаниям и высказывать негатив по отношению его друзей.

Важно! Найдите время просто посидеть с ребенком, молча выслушать его, обнять, порой этого бывает достаточно.

Читайте также:  Заложенность носа в первом триместре беременности

Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?

Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?

В 6-7 лет многих детей посещает первая любовь

Детские психологи дают довольно действенные рекомендации:

  • Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
  • Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
  • Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером. Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
  • Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.

Первая влюбленность может проявляться в бесконечных конфликтах

Нужно уметь хранить тайну, а не делится со всей семьей невероятной новостью, так как вам доверили самое сокровенное. Следует сохранить детские сокровенные чувства, при необходимости утешить, поддержать.

С какими трудностями можно столкнуться?

Детская психология утверждает, что возраст 6-7 лет проходит через этап очередного кризиса. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции – школьника, которая высоко ценится взрослыми. Не всегда он хочет что-то менять в сво

Непослушание в 6-7 лет – проявление кризиса

ей жизни, но новая роль подталкивает его к этим переменам.

В период перелома 6-7 лет психология делает уклон на переживание внутренней жизни, которая складывается из уровня притязаний малыша, самооценки, ожиданий.

Кризис в 6-7 лет – проявления

Данные эмоции оказывают влияние на его поведение в той или иной ситуации. Вот здесь и появляется кривляние, которое детская психология называет непосредственностью. При помощи манерничанья дети показывают, что они на грани перелома, их внутренний мир начинает отличаться от внешнего, хотя они также открыты к миру. Когда ребенок выходит из кризиса, то он справляется с тем, чего требует от него возраст, тогда исчезают негативные эмоциональные реакции, кривляния и манеры.

Как помочь ребенку?

Возраст 6-7 лет связан с быстрым ростом ребенка, он растет буквально по часам, ему тяжело высиживать в одной позе, а в школе он должен немалое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому важно соблюдать двигательный режим, психология утверждает, что это главная потребность его возраста, особенно это актуально для мальчика. Если у вас активный мальчик, то нужно после школы его занять в спортивной секции, бассейне, девочкам хорошо подойдет хореография.

Готовность к школе – трабования

В данный возраст ребенку еще хочется быть хорошим, он уже прекрасно осознает, когда поступил неправильно, смущается по этому поводу, расстраивается, если что-то получилось не так хорошо, испытывает искреннюю радость, когда ему дают полезное поручение.

Чтобы в дальнейшем не заглушить столь благородные позывы, необходимо почаще разговаривать с малышом, анализировать поступки, понятия морали, например, «добрый мальчик – это защищающий девочек, помогающий старым людям».

Возраст 6-7 лет характеризуется повышенной самооценкой ребенка, которая постепенно стает адекватной.

Цитата Сухомлинского о начале школьного периода

Поэтому воспитание подразумевает оценку результата его действий, однако следует помнить, что нельзя оценивать личность, чтобы не понизить самооценку малыша. Нужно критиковать действия малыша, а не его самого, это не он плохой, а его поведение оставляет желать лучшего. Данный период характеризует увеличение объема памяти, устойчивости внимания, поэтому воспитание включает в себя совместное чтение энциклопедий, просмотра развивающих передач, причем важно это делать вместе.

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.

Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

Данный возраст подразумевает:

  • Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
  • Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
  • Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

Ссылка на основную публикацию
Чем разводить ампициллин для инъекций
Ампициллини — это антибактериальный препарат, имеющий широкий диапазон действия. Он принадлежит к группе кислоустойчивых полусинтетических пенициллинов. Его действие направлено на...
Чем полезен грудной сбор
Лекарственные травы и растения Просмотров: 13507 06.11.2018 Содержание: Лечение кашля различной этиологии травяными сборами считается эффективным даже как самостоятельное лечение,...
Чем полезен зеленый кофе
В настоящее время так много разговоров о зелёном кофе, что невольно задаёшься вопросом: а чем, собственно зелёный кофе отличается от...
Чем разводить антибиотик цефтриаксон
В статье поговорим о разведении антибиотика Цефтриаксон раствором Лидокаина 1% и 2% или водой для инъекций для взрослых и детей,...
Adblock detector