Что значит ффнр

Что значит ффнр

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

  • Классификация ФФН
  • Характеристика ФФН
  • Логопедическое обследование при ФФН
  • Коррекция ФФН
  • Прогноз и профилактика ФФН
  • Цены на лечение

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Читайте также:  Экзокринная и эндокринная функции поджелудочной железы

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Одна из наиболее распространенных логопедических патологий у детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Отсутствие своевременной работы над устранением этого нарушения впоследствии приводит к проблемам при формировании навыков письма и чтения у школьников и к ряду психологических проблем.

Общая характеристика патологии

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) относится к психолого-педагогическим речевым нарушениям. Логопедическое заключение о том, что у ребенка ФФНР, дается в случае, если наблюдается стойкое нарушение произношения и восприятия фонем (минимальных смысловых единиц языка) при нормальном биологическом слухе и сохранном интеллекте.

О фонетико-фонематическом недоразвитии речи говорят, если у ребенка наблюдается искажение, замена или пропуск звуков и отсутствие их дифференциации, а также нарушение слоговой структуры слова и лексико-грамматического строя речи, и эти нарушения сохраняются по достижении ребенком возраста 4 лет.

Классификация

Различают следующие степени ФФНР в зависимости от выраженности нарушения:

  • Легкая степень. Характеризуется нарушением распознавания только некоторых звуков, дефектно произносимых. В целом речь ребенка понятна окружающим, анализ и синтез слов соответствуют возрасту.
  • Средняя степень. Отсутствует дифференциация уже в нескольких группах звуков, причем это касается даже тех фонем, которые произносятся ребенком правильно. Наблюдается некоторое нарушение слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Лексический запас ограничен.
  • Для тяжелой степени характерны выраженные затруднения в различении звуков разных групп, в их воспроизведении, в звуковом анализе и синтезе (ребенок не может определить, из каких звуков состоит слово, их последовательность, затруднено слияние звуков в слово). Явно выражено нарушение слоговой структуры слова (перестановка и пропуск слогов, разбавление лишними звуками и слогами) и лексико-грамматического строя речи (словоизменение, употребление предлогов, порядок слов в предложении, развернутость фразы, обширность и активность словарного запаса). Речь в целом затруднена для понимания окружающих.

Особенности психических процессов при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

При сохранном интеллекте у ребенка наблюдается ряд особенностей психических процессов, наиболее важных для обучения:

  • Формирование абстрактного мышления происходит позже и с затруднением. В связи с этим ребенку труднее выполнять задания, не связанные с конкретными действиями с предметами или наглядными образами.
  • Объем памяти недостаточен. Это является одной из причин малого словарного запаса.
  • Скорость мыслительных процессов снижена. Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий.
  • Снижена концентрация внимания, вследствие чего ребенок переключается на другой объект или деятельность, не закончив выполнение задания, попросту говоря— отвлекается.

Причины патологии

Выделяются врожденные и приобретенные причины ФФНР.

Ко врожденным причинам относятся следующие факторы:

  • патологии беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода;
  • травматизация новорожденного при родах;
  • генетические заболевания;
  • несформированность или патология артикуляционного аппарата (например, парез подъязычного нерва).

Приобретенные причины:

  • нарушенная или недостаточная речевая среда в семье (например, глухие родители);
  • психотравмирующая обстановка в семье;
  • травмы, затрагивающие артикуляционный аппарат;
  • психоэмоциональные травмы (например, сильный испуг).

Если имела место ситуация, связанная с одной или несколькими причинами из перечисленного списка, следует внимательно следить за речевым развитием ребенка. В работе логопеда выяснение причины ФФНР важно для грамотного построения схемы коррекционной работы.

Симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи

Речь в норме должна быть сформирована к началу пятого года жизни ребенка:

  • большинство звуков произносятся правильно;
  • фонемы различаются на слух и в собственной речи;
  • фразы развернуты;
  • слова из активного словаря не искажаются;
  • лексический запас разнообразен.

Поскольку речь является одним из важнейших психических процессов, необходимо вовремя выявить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка, чтобы своевременно провести коррекционную работу по его исправлению. Для этого следует знать симптоматику ФФНР:

  1. Нарушение звукопроизношения:
    • дефектное произношение звука или нескольких звуков из одной группы (например, сонорный [р] произносится грассирующе);
    • замена одного звука другим, как из этой же группы (ворона — волона, молоко — мороко), так и из других групп (колесо — ковесо, шишка — сыска);
    • замена мягкого звука твердым и наоборот;
    • пропуск звуков, особенно при стечении нескольких согласных (космонавт — космонат), хотя бывает и выпадение единичной фонемы (выкупать — выупать).
  2. Нарушение слоговой структуры слова:
    • перестановка слогов;
    • пропуск слогов;
    • добавление лишнего звука или слога.
  3. Нарушение фонематического восприятия:
    • ребенок не различает на слух правильно произнесенное слово и слово с дефектной фонемой — это касается и собственной речи, и речи окружающих;
    • в словах не дифференцируются звуки, особенно из одной группы;
    • не воспринимается последовательность звуков в слове;
    • затруднено вычленение звука из слова (звуковой анализ) и обратный процесс (синтез слова из звуков).
  4. Ограниченность лексического запаса (бедный словарь).
  5. Нарушение грамматического строя речи:
    • неверное словоизменение, например, в словосочетании с согласованием слова употреблены в разных падежах (зимним узорах);
    • неправильное употребление предлогов (зайти на магазин) или их пропуск;
    • грубое нарушение порядка слов, не соответствующее сути высказывания;
    • фраза преимущественно не развернутая.
Читайте также:  Много маленьких красных родинок на теле

В первую очередь внимание родителей привлекает нарушенное звукопроизношение, по поводу которого и обращаются к специалистам. Но важно знать, что иногда при фонетико-фонематическом недоразвитии произношение звуков практически не нарушено, а вот остальные проблемы имеются и ярко выражены. В дальнейшем они оказывают отрицательное влияние на обучение ребенка в школе.

Диагностика

Своевременная диагностика играет значимую роль в эффективной коррекции ФФНР. При возникновении у родителей тревоги по поводу речевого развития ребенка необходимо сразу же обратиться к специалистам. Необходима консультация и заключение следующих врачей:

  • Отоларинголог или лог-сурдолог. Обследование этим специалистом необходимо для исключения наличия патологии органов слуха или нейросенсорной тугоухости (подтверждение, что биологический слух в норме). При необходимости врач назначит аудиометрию — это обследование безболезненное, безопасное и довольно быстрое.
  • Невролог. Обязательно обследоваться у данного специалиста с целью выявления возможных неврологических проблем, которые могут быть причиной логопедической патологии. Скрупулезное обследование у невролога позволяет выстроить максимально эффективную коррекционную работу.
  • Заключение педиатра об общем здоровье ребенка. Также не будет лишним, если педиатр сделает краткую выписку истории первых лет жизни ребенка из медицинской карты.
  • Медицинский логопед. Обследование у этого специалиста позволит выявить наличие и определить характер имеющейся у ребенка речевой патологии по клинико-педагогической классификации.

Собрав максимально возможное количество информации о причинах и наличии патологии, необходимо обратиться к педагогу-логопеду. Его обследование должно быть тщательным и охватывающим все аспекты речевой деятельности и все психические процессы, необходимые для ее нормального формирования. Логопед изучит медицинские заключения и проведет диагностику, заключающуюся в следующем:

  • Обследование артикуляционного аппарата ребенка на наличие нарушений, препятствующих нормальному звукопроизношению. В обязательном порядке исследуется прикус, сформированность зубного ряда, достаточность подвижности органов артикуляции (губы, челюсть, язык).
  • Проверка развитости речевого дыхания ребенка, его голоса (высота, тембр, сила).
  • Тщательный анализ звукопроизношения (искажение, замена, пропуск фонем) Проверка звукового анализа и синтеза слов (воспроизведение, вычленение и понимание звуков, слогов, слов из речи).
  • Обследование лексического запаса ребенка (пассивный и активный словарь).
  • Исследование грамматического оформления речи.
  • Обследование мелкой моторики, внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Результат обследования логопед документально фиксирует, после чего выносит заключение о наличии фонетико-фонематического недоразвития. Качественное логопедическое обследование не может быть быстрым.

Затем логопед заводит речевую карту ребенка, с которым будет проводиться коррекционная работа по устранению ФФНР. В эту карту заносятся исходные данные ребенка (имеющиеся нарушения), в дальнейшем здесь будет отражаться динамика работы.

Коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В коррекционной деятельности по устранению ФФНР у ребенка выделяют три раздела:

  1. Подготовительный (артикуляторный). Уточняется и закрепляется артикуляция и произношение сохранных и легко артикулируемых звуков с целью развития фонематического слуха и фонемного анализа. Также эти звуки в дальнейшем послужат основой для постановки правильного произношения нарушенных звуков. Ведется работа по постановке дефектно произносимых звуков и дальнейшей их автоматизации в слоге, слове, фразе.
  2. Дифференцировочный. Ребенок сравнивает сходные по артикулированию и акустике звуки, причем не только на слух, но и в собственном произношении. Проводится работа по вычленению звука из слова или из ряда звуков, из предложения. Особое внимание уделяется работе над гласными звуками (артикуляции и четкому произношению), поскольку гласный звук— основа слога, от произношения которого во многом зависит четкость речи.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза: овладение терминами, связанными с речью, деление слова на слоги и наоборот (составление слов из слогов), вычленение звуков из слова и наоборот (синтез слова из звуков).

Параллельно с вышеописанными мероприятиями ведется работа по развитию лексико-грамматического строя речи:

  • Обогащение словарного запаса ребенка, введение в активное употребление новых для него слов.
  • Развитие навыка словообразования (снег — снежный, ходит — выходит) и словоизменения (согласование в числе, роде и падеже, а также верное употребление падежей в зависимости от речевой конструкции).
  • Формирование навыка построения простого распространенного предложения (обогащение предложения определениями, обстоятельствами, дополнениями), а также сложных предложений разных видов.
  • Работа над развитием диалогической и связной речи.

Коррекционные мероприятия также направлены на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, абстрактного мышления и мыслительных процессов.

Как правильно развивать мелкую моторику у детей − расскажет эта статья.

В зависимости от причин ФФНР может проводиться общий и/или логопедический массаж, может потребоваться лечение у невролога.

В чем польза логопедического массажа языка и как его проводят − читайте тут.

Прогноз

Если в дошкольном возрасте коррекция при ФФНР не проводилась или была недостаточной, это приводит к тому, что у ребенка в школе возникают трудности с формированием навыков чтения и письма, в связи с чем у него диагностируется дислексия и дисграфия. Обучение в таком случае не может быть успешным, что приводит к психологическим проблемам.

Читайте также:  Настойка прополиса для полоскания горла как разводить

Своевременное выявление и полноценная коррекция полностью устраняют проявления ФФНР легкой и средней степени и позволяют добиться значительных улучшений при тяжелой степени. В некоторых случаях даже у детей с тяжелой степенью ФФНР удается свести проявления патологии к минимуму.

Для достижения максимально положительной динамики требуется кропотливая работа не только врачей, но и родителей ребенка.

Профилактика

В целях предупреждения ФФНР рекомендованы следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных патологий, а также остальных врожденных причин ФФНР;
  • постоянное наблюдение за неврологическим статусом ребенка и при необходимости лечение у невролога;
  • создание в семье комфортной психологической обстановки;
  • предотвращение психотравмирующих ситуаций;
  • уделение максимально возможного количества времени развитию малыша, как общему, так и речевому;
  • создание правильной речевой среды в семье (ни в коем случае нельзя переходить на язык ребенка, объясняясь с ним дефектными словами), ребенок должен слышать образец правильной речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — логопедическая патология, проявления которой при правильной и своевременной коррекции вполне поддаются либо полному устранению, либо сводятся к такому минимуму, при котором в дальнейшем не препятствуют общению и обучению ребенка.

Записаться на прием

  • На главную
  • Статьи
  • Звукопостановка
  • ФФНР
  • Что такое ФФНР?

Проблема с речью, а именно не сформированная ее звуковая сторона, которая характеризуется фонематическими и фонетическими дефектами, называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Главным фактором выявления ФФНР является не завершенное формирование процессов восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам, и их произношения.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи сталкиваются с серьезными проблемами при обучении чтению и письму, а также подвержены риску формирования дислексии и дисграфии в дошкольном возрасте.

ФФНР, равно как и ОНР (общее недоразвитие речи), относятся к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений. Эти категории отражают уровень сформированности средств общения и позволяют выстраивать соответствующую логопедическую работу.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи объединяет группу дефектов речи, таких как:

  • артикуляторно-фонематическая дислалия,
  • акустико-фонематическая дислалия,
  • дизартрия,
  • ринолалия.

ФФНР делится на легкую, среднюю и тяжелую степень, в зависимости от выраженности дефектов звуковой стороны речи:

Легкая степень ФФНР

Звуко-слоговая структура слова анализируется нормально, но наблюдаются нарушения дифференциации только дефектно произносимых звуков.

Средняя степень ФФНР

Налицо грубые нарушения звукового анализа. Наблюдается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, различных фонетических групп. Но их артикуляция в устной речи сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФНР

Отмечается глубокое фонематическое недоразвитие, что выражается в не восприятии звуков на слух, ребенок их не различает, не способен выделить звуки в слове и не может установить их последовательность.

У детей с ФФНР интеллект и физиологический слух сохранны, но присутствует расстройство особого фонематического слуха, который способствует различению и узнаванию фонем речи, и наблюдаются дефекты произносительной стороны речи. Структура дефекта характеризуется не сформированной звуковой стороной речи, нарушением слоговой структуры слова и дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, а также не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

У детей с ФФНР дефекты звуковой стороны речи выражены фонематическими, такими как замена либо смешение звуков, и фонетическими – искажением звуков. Чаще всего артикуляторно сложные звуки заменяются более простыми: [р] на [л], [с] на [т], [ш] на [ф] и т. д. ФФНР может проявляться и в недифференцированном произношении звуков, при этом целый ряд звуков может заменяться одним, например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]. Смещение звуков и их неустойчивое употребление в речи является еще одним проявлением ФФНР, при этом звуки могут как заменяться артикуляторно или акустически близкими в одних случаях, так и произносится правильно, в других. Как правило такие нарушения в перспективе будут сопровождаться однотипными заменами букв при письме, что называется артикуляторно-акустической дисграфией.

Довольно часто фонематические нарушения сочетаются с фонетическими дефектами, такими как искажение произношения одного или нескольких звуков (сигматизмом, ротацизмом, ламбдацизмом и др.). При ФФНР количество таких, дефектно произносимых, звуков может достигать 16-20.

Дети с ФФНР испытывают сложности с овладением фонематическим анализом – неспособны выделить звуки на фоне слова, определить их последовательность и количество, что является следствием нарушенного звукопроизношения. Таким детям трудно дается произнесение многосложных слов и слов со стечением согласных. В процессе проговаривания подобных слов наблюдаются перестановки и замены слогов и их пропуски, добавления внутри слога лишнего звука и т. д. Также, при ФФНР может проявляться нечеткость артикуляции.

Грамматический строй речи у детей с ФФНР, как и словарный запас, обычно в пределах возрастной нормы, хотя при специальном обследовании часто выявляются ошибки в согласовании частей речи, словоизменении и употреблении предлогов.

Кроме дефектов вербального характера, дети с ФФНР проявляют некоторые особенности протекания ВПФ, такие как:

  • сужение объема памяти (особенно на речевой материал),
  • трудности в понимании абстрактных понятий,
  • неустойчивость произвольного внимания,
  • трудности переключения,
  • замедленное течение мыслительных процессов и т. д.

Все эти нарушения неблагоприятно действуют на успехи в обучении и обусловливают нестойкую успеваемость на занятиях.

Ссылка на основную публикацию
Что значит замкнутый человек
Слова "замкнутый" и "интроверт" имеют очень похожие значения - оба означают человека, который не готов трепаться на лево и на...
Что делать чтобы не было метеоризма
Скорее всего, вам ничего не угрожает. Но сверить симптомы всё же стоит. Когда надо как можно быстрее обратиться к врачу...
Что делать чтобы похудела грудь
Большая, красивая, сексуальная грудь, бесспорно, привлекает внимание мужчин, однако, для многих женщин это только мучения. Как правило, женщинам трудно ходить,...
Что значит когда правый глаз чешется
Суеверные люди никогда не оставят без внимания боль в суставах или зуд в ладонях, ведь это может быть знаком судьбы....
Adblock detector