Цветоразличение это

Цветоразличение это

(синонимы: цветоощущение, цветоразличение, хроматопсия)

способность человека различать цвет видимых объектов.

В основе цветового восприятия лежит свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Видимая часть спектра светового излучения образована волнами различной длины, которые воспринимаются глазом в виде семи основных цветов, выделяемых в зависимости от длины волны света в три группы. Длинноволновое световое излучение вызывает ощущение красного и оранжевого цвета, средневолновое — желтого и зеленого, коротковолновое — голубого, синего и фиолетового. Цвета разделяют на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета обладают тремя основными качествами: цветовым тоном, который зависит от длины волны светового излучения; насыщенностью, зависящей от доли основного цветового тона и примесей других цветовых тонов; яркостью цвета, т.е. степенью близости его к белому цвету. Различное сочетание этих качеств дает большое разнообразие оттенков хроматического цвета. Ахроматические цвета (белый, серый, черный) различаются лишь яркостью. При смешении двух спектральных цветов с разной длиной волны образуется результирующий цвет. Каждый из спектральных цветов имеет дополнительный цвет, при смешении с которым образуется ахроматический цвет — белый или серый. Многообразие цветовых тонов и оттенков может быть получено оптическим смешением всего трех основных цветов — красного, зеленого и синего. Количество цветов и их оттенков, воспринимаемых глазом человека, необычайно велико и составляет несколько тысяч.

Цвет оказывает воздействие на общее психофизиологическое состояние человека и в известной мере влияет на его трудоспособность. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые), так называемые оптимальные цвета. Для цветовой сигнализации используют, наоборот, насыщенные (предохранительные) цвета.

Физиология Ц. з. недостаточно изучена. Из предложенных гипотез и теорий наибольшее распространение получила трехкомпонентная теория, основные положения которой впервые были высказаны М.В. Ломоносовым в 1756 г., а в дальнейшем развиты Юнгом (Т. Young, 1802) и Гельмгольцем (Н. L.F. Helmholtz, 1866) и подтверждены данными современных морфофизиологических и электрофизиологических исследований. Согласно этой теории в сетчатке глаза имеется три вида воспринимающих рецепторов, расположенных в колбочковом аппарате сетчатки, каждый из которых возбуждается преимущественно одним из основных цветов — красным, зеленым или синим, однако в определенной степени реагирует и на другие цвета. Изолированное возбуждение одного вида рецепторов вызывает ощущение основного цвета. При равном раздражении всех трех видов рецепторов возникает ощущение белого цвета. В глазу происходит первичный анализ спектра излучения рассматриваемых предметов с раздельной оценкой участия в них красной, зеленой и синей областей спектра. В коре головного мозга происходит окончательный анализ и синтез светового воздействия. В соответствии с трехкомпонентной теорией Ц. з. нормальное цветоощущение называется нормальной трихромазией, и лица с нормальным Ц. з. — нормальными трихроматами.

Одной из характеристик цветового зрения является порог цветоощущения — способность глаза воспринимать цветовой раздражитель определенной яркости. На восприятие цвета оказывает влияние сила цветового раздражителя и цветовой контраст. Для цветоразличения имеет значение яркость окружающего фона. Черный фон усиливает яркость цветных полей, но в то же время несколько ослабляет цвет. На цветовосприятие объектов существенно влияет также цветность окружающего фона. Фигуры одного и того же цвета на желтом и синем фоне выглядят по-разному (явление одновременного цветового контраста). Последовательный цветовой контраст проявляется в видении дополнительного цвета после воздействия на глаз основного. Например, после рассматривания зеленого абажура лампы белая бумага вначале кажется красноватой. При длительном воздействии цвета на глаз отмечается снижение цветовой чувствительности сетчатки (цветовое утомление) вплоть до такого состояния, когда два разных цвета воспринимаются как одинаковые. Это явление наблюдается у лиц с нормальным Ц. з. и является физиологическим, однако при поражении желтого пятна сетчатки, невритах и атрофии зрительного нерва явления цветового утомления наступают быстрее.

Нарушения Ц. з. могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные расстройства цветового зрения наблюдаются чаще у мужчин. Они, как правило, стабильны и проявляются понижением чувствительности преимущественно к красному или зеленому цвету. В группу лиц с начальными нарушениями цветового зрения относят и тех, кто различает все главные цвета спектра, но имеет пониженную цветовую чувствительность, т.е. повышенные пороги цветоощущения. Согласно классификации Криса — Нагеля, все врожденные расстройства Ц. з. включают три вида нарушений; аномальную трихромазию, дихромазию и монохромазию. При аномальной трихромазии, которая встречается наиболее часто, наблюдается ослабление восприятия основных цветов: красного — протаномалия, зеленого — дейтераномалия, синего — тританомалия. Дихромазия характеризуется более глубоким нарушением Ц. з., при котором полностью отсутствует восприятие одного из трех цветив: красного (протанопия), зеленого (дейтеранопия) или синего (тританопия). Монохромазия (ахромазия, ахроматопсия) означает отсутствие цветового зрения или цветовую слепоту, при которой сохраняется лишь черно-белое восприятие. Все врожденные расстройства Ц. з. принято называть дальтонизмом, по имени английского ученого Дальтона (J. Dalton), страдавшего нарушением восприятия красного цвета и описавшего это явление. Врожденные нарушения Ц. з. не сопровождаются расстройством других зрительных функций и выявляются лишь при специальном исследовании.

Приобретенные расстройства Ц. з. встречаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва или ц.н.с.; они могут наблюдаться в одном или обоих глазах, обычно сопровождаются нарушением восприятия трех основных цветов сочетаются с другими расстройствами зрительных функций. Приобретенные расстройства Ц. з. могут проявляться также в виде ксантопсии (Ксантопсия), эритропсии (Эритропсия) и цианопсии (восприятие предметов в синем цвете, наблюдающееся после удаления хрусталика при катаракте). В отличие от врожденных нарушений, имеющих постоянный характер, приобретенные расстройства Ц. з. исчезают с устранением их причины.

Исследование Ц. з. проводят преимущественно лицам, профессия которых требует нормального цветоощущения, например занятых на транспорте, в некоторых отраслях промышленности, военнослужащих отдельных родов войск. С этой целью применяют две группы методов — пигментные с использованием цветных (пигментных) таблиц и различных тест-объектов, например кусочков картона разного цвета, и спектральные (с помощью аномалоскопов). Принцип исследования по таблицам основан на различении среди фоновых кружочков одного цвета цифр или фигур, составленных из кружков той же яркости, но другого цвета. Лица с расстройством Ц. з., различающие в отличие от трихроматов, объекты только по яркости, не могут определить предъявляемые им фигурные или цифровые изображения (рис.). Из цветных таблиц наибольшее распространение получили полихроматические таблицы Рабкина, основная группа которых предназначена для дифференциальной диагностики форм и степени врожденных расстройств Ц. з. и отличия их от приобретенных. Существует также контрольная группа таблиц — для уточнения диагноза в сложных случаях.

При выявлении нарушений Ц. з. используют также стооттеночный тест Фарнсуорта — Мензелла, основанный на плохом различении цвета протанопами, дейтеранопами и тританопами в определенных участках цветового круга. От испытуемого требуется расположить в порядке оттенков ряд кусочков картона разного цвета в виде цветового круга; при нарушении Ц. з. кусочки картона располагаются неправильно, т.е. не в том порядке, в каком они должны следовать друг за другом. Тест обладает высокой чувствительностью и дает информацию о типе нарушения цветового зрения. Используется также упрощенный тест, в котором используют всего 15 цветных тест-объектов.

Читайте также:  Как проверить ребенка на аллергены

Более тонким методом диагностики расстройств Ц. з. является аномалоскопия — исследование с помощью специального прибора аномалоскопа. Принцип работы прибора основан на трехкомпонентности Ц. з. Сущность метода заключается в уравнении цвета двухцветных тестовых полей, из которых одно освещается монохроматическим желтым цветом, а второе, освещаемое красным и зеленым, может менять цвет от чисто-красного до чисто-зеленого. Обследуемый должен подобрать путем оптического смешения красного и зеленого желтый цвет, соответствующий контрольному (уравнение Релея). Человек с нормальным Ц. з. правильно подбирает цветовую пару смешением красного и зеленого. Человек с нарушением Ц. з. с этой задачей не справляется. Метод аномалоскопии позволяет определить порог Ц. з. раздельно для красного, зеленого, синего цвета, выявить нарушения Ц. з., диагностировать цветоаномалии. Степень нарушения цветоощущения выражается коэффициентом аномальности, который показывает соотношения зеленого и красного цветов при уравнении контрольного поля прибора с тестовым. У нормальных трихроматов коэффициент аномальности колеблется от 0,7 до 1,3, при протаномалии он меньше 0,7, при дейтераномалии — больше 1,3.

Библиогр.: Луизов А.В. Цвет и свет, Л., 1989, биолиогр.; Многотомное руководство по глазным болезням под ред. В.Н. Архангельского, т. 1, кн. 1, с. 425, М., 1962; Пэдхем Ч. и Сондерс Дж. Восприятие света и цвета, пер. с англ., М., 1978; Соколов Е.Н. и Измайлов Ч.А. Цветовое зрение, М., 1984, библиогр.

Рис. б). Ряд таблиц, с помощью которых выявляют расстройства цветоощущения: цифры и фигуры на таблицах, имеющие различную яркость, различают как лица с нормальным цветоощущением (трихроматы), так и с его нарушением (аномальные трихроматы и дихроматы).

Рис. а). Ряд таблиц, с помощью которых выявляют расстройства цветоощущения: цифры и фигуры на таблицах, имеющие различную яркость, различают как лица с нормальным цветоощущением (трихроматы), так и с его нарушением (аномальные трихроматы и дихроматы).

Рис. г). Ряд таблиц, с помощью которых выявляют расстройства цветоощущения: цифры и фигуры на таблицах в связи с различной яркостью их изображения воспринимаются трихроматами и дихроматами по-разному (цифру 9 дихроматы воспринимают как 5, треугольник — как круг).

Рис. в). Ряд таблиц, с помощью которых выявляют расстройства цветоощущения: цифры и фигуры на таблицах в связи с различной яркостью их изображения воспринимаются трихроматами и дихроматами по-разному (цифру 9 дихроматы воспринимают как 5, треугольник — как круг).

3. Пространственное зрение. 3 вида:

Форменное зрение — позволяет воспринимать телесность и форму предметов, может быть обеспечено и монокулярным, и бинокулярным зрением.

Стереоскопическое — обеспечивает восприятие объемности предметов в 3-мерном пространстве с помощью бинокулярного зрения.

Глубинное — позволяет оценивать глубину пространства, воспринимать удаление и взаимное расположение объектов в разных направлениях по отношению друг к другу.

Цветоразличение и контрастная чувствительность.Нормально видящий глаз воспринимает цвет,характеризующийся длиной волн от 390 до 760 Нмм .К разным лучам спектра чувствительность глаза неодинакова.К желто-зеленому спектру она выше.

типа нарушения цветового зрения:

Полная цветовая слепота,все цвета кажутся серими-ахромазия.

Частичное нарушение цветоразличения в красных и зеленых оттенках.Нарушение восприятия или зеленого,или красного цвета.То есть все цвета воспринимаются как желтый или синий.

Частичное нарушение цветоразличения к сине-фиолетовой части спектра.В этом случае спектр воспринимается в красном или голубовато-зеленом тонах.

Понижение цветоощущения часто встречается при остаточном зрении в пределах от 0,01 до 0,04. Нарушение цветоразличения может быть обусловлено поражением колбочкового аппарата глаза,зрительного нерва или ЦНС. Оно может быть врожденным или приобретенным. При врожденных нарушениях снижается чувствительность к красным и зеленым цветам,при приобретенных-к красному,зеленому и синему. Врожденные формы имеют устойчивый стабильный характер,а приобретенные изменчивы и могут переходить одна в другую.

Цветоразличение зависит от условий восприятия:от яркости,контрастности и насыщенности того или иного цвета.

Минимальная разница в яркости и насыщенности различается с помощью контрастной чувствительности. зависит от остроны центрального зрения и от клинических форм заболеваний органов зрения. Различительная чувствительность в разных частях спектра неодинакова.Пи аномалиях рефракции цветоразличение в восприятии яркости различается. — резкое снижение констрастной чувствительности в синем цвете. При восприятии изображений констрастночувствительность зависит от разного соотношения фона и объекта, а так же от цвета объекта и фонового поля. Контрастность может быть положительной-это узнавание объекта белого объекта на черном фоне и отрицательный-черный объект на белом фоне.При некоторых чувствительных формах снижается именно отрицательная контрастность.

Развитие психики при глубоких нарушениях зрения. Характеристика психического отражения.

Нарушения зрения могут лишь провоцировать возникновение неблагоприятных ситуаций, приводящих к отклонениям в развитии психики. Возникающие в этой сфере нарушения могут быть устранены в процессе воспитания и обучения.

Выпадение или глубокое нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека — активности, которая определяется как биологическими, так и социальными факторами. Первоначально эта активность имеет биологический характер и направлена, как показал основоположник биологии и физиологии активности П.А. Бернштейн, на приспособление к окружающей среде. Первоначальная активность реализуется во время онтогенетического развития человека в ряде безусловных рефлексов, лежащих в основе органических потребностей (пищевая и др.) и ориентировочно-поисковой деятельности. Последняя имеет в своей основе тоже безусловные рефлексы.

Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, так как первоначально активность имеет исследовательский характер (рефлекс “Что это такое?”). Количество же внешних воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей в связи с нарушением зрительных функции и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве резко снижается.

Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Несколько замедленное общее развитие слепою ребенка вызнано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное — меньшей активностью при познании окружающего мира

У учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо. Характеризуя деятельность слепых детей, Б.И Коваленко и И.Б. Коваленко отмечали, что “слепота и ее последствия снижают активность и возможность применения на практике усвоенного, особенно в трудовой деятельности, если в процессе обучения слепые дети организованно и систематически не учатся это преодолевать.

Читайте также:  По к юнгу потребности и эмоции относятся

Первоначально снижение активности проявляется в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, заторможенность которого у некоторых слепых, особенно слепорожденных, может быть очень велика. Редуцированность и заторможенность ориентировочного рефлекса объясняется многократными отрицательными подкреплениями этого рефлекса (неудачи поисковой деятельности, связанные с болевыми ощущениями при столкновении с предметами, и т.п.), а также отсутствием дистантно и сильно действующих световых и цветовых раздражителей. Снижение активности ярко проявляется в поведении ребенка, в темпе овладения им окружающей действительностью. “Слепые дети, крайне ограничены в отношении ощущений и восприятий. Они очень пассивны и неподвижны. Недостаток зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения. Ребенок не потягивается, не привстает, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками.

В преддошкольном и дошкольном возрасте на несколько лет затягивается период ползанья, нередко наблюдается ползанье ногами вперед, чтобы защитить голову от ушибов, умение и навыки сохранения вертикального положения и ходьбы запаздывают на два-три года.

Вследствие недостаточной потребности в общении задерживается развитие речи на три-четыре года

Аналогичное, хотя и не так ярко выраженное снижение активности наблюдается и у слабовидящих детей. Оно связано с затруднениями зрительной фиксации предметов, запаздыванием первых зрительных дифференцировок и, главное, отсутствием стремления овладеть близлежащим предметом

Кроме того, отрицательные подкрепления ориентировочного рефлекса негативно сказываются на первоначальной мотивации сенсорной деятельности — формировании потребности в ощущениях, “желании воспринимать” (Вудвортс), а, следовательно, и на активности отражения.

Таким образом, снижение активности, недоразвитие перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка, в первую очередь на его ориентировочную и познавательную деятельность.

Но и при этом психическое развитие аномального ребенка будет иметь свои особенности, связанные с выпадением или глубоким нарушением зрительных функций. В общих чертах они сводятся к тому, что, во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказывается в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические особенности (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от восприятий и представлений), и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.).

Иначе говоря, нарушения зрительных функций вызывают задержку развития, которая при соответствующих условиях обучения и воспитания снимается

Обычно выделяют три класса цветовых различий. Пороговые или дифференциальные различия, малые цветовые различия, соответствующие сумме нескольких пороговых, и большие различия — от малых до максимальных [222].

2.5.1. Дифференциальная чувствительность к цветовым характеристикам

Дифференциальное цветоразличение. Дифференциальная цветовая чувствительность определяется через несколько наиболее характерных функций. Основной функцией цветоразличения считается зависимость которая представляет собой непрерывную кривую при аргументе, меняющемся от 400 до 700 нм. На рис. 5.1 приводится классический образец такой функции, полученной Райтом и Питтом [220]. Она имеет три пика наибольшей

чувствительности в областях 440—450 нм, 480—500 нм и 580— 600 нм. Между этими областями внутри спектра чувствительность несколько уменьшается, но самое резкое понижение чувствительности происходит на краях спектра, где пороги увеличиваются в 10—20 раз.

Функция приведенная на рис. 2.5.1, как и всякая стандартизованная функция, получена в строго фиксированных условиях (фове-альное зрение, темновая адаптация, поле с вертикальным делением на две половины и т. и является только количественным ориентиром для исследователей. Она может существенно измениться, если ее измерить для конкретного испытуемого. Для сравнения на рис. 2.5.2 приводятся индивидуальные функции цветоразличения. Среди них есть и те, по которым Райт и Питт получили свою усредненную функцию.

Рис. 2.5.1. Функция первого порога цветоразличения для спектральных стимулов выведенная Питтом и Райтом как среднее для 5 испытуемых [220]

Рис. 2.5.2. Индивидуальные функции порогового цветоразличения. В их число входят и данные испытуемых Питта и Райта. Взято из Грехема [92]

Мы видим, что меняются не только величины дифференциальных порогов для одного и того же аргумента (сдвиг по вертикали), но и положение минимумов и максимумов чувствительности в спектре. Более того, меняется даже число пиков наибольшей чувствительности. У некоторых испытуемых, например, пет коротковолнового пика, как у остальных испытуемых, у некоторых

испытуемых [112] в крайней длинноволновой области может появиться дополнительно четвертый пик. Однако кривая Райта и Питта — все-таки наиболее типичный случай, и поэтому все остальные модификации обычно рассматриваются как влияние индивидуальных различий или как влияние вторичных параметров цветовой стимуляции (длительности, величины, формы и т. д.). Влияние этих параметров может быть очень существенным, но, зная типичную, базисную функцию их всегда можно однозначно выявить.

Рис. 2.5.3. Зависимость функции порогового цветоразличеиия от уровня яркости спектральных цветов

В данной книге эти влияния рассматриваться не будут, для справок можно обратиться к руководствам Вышецки, Стайлса и Грехема [222; 92].

Влияние интенсивности излучения на дифференциальное цветоразличение. На рис. 2.5.3 приведены функции, полученные Сигелем для трех уровней фотометрической яркости спектральных стимулов 0,1; 1,0 и 10,0 футламберт [181]. (Таблица соотношений между различными единицами фотометрической яркости приводится в приложении 1.) Сравнение этих функций друг с другом иллюстрирует асимметричность изменений порогов цветоразличения при увеличении и при уменьшении яркости. Увеличение яркости от среднего уровня практически не меняет величину порогов по всему спектру, тогда как на низком уровне яркости чувствительность резко ухудшается, особенно в средневолновой (500— 550 нм) и коротковолновой (менее 470 нм) части спектра, а также в крайней длинноволновой части спектра (610 нм и более).

Менее вёего меняется область желтых цветов (560—600 нм). Отсюда можно сделать вывод, что в некотором среднем диапазоне яркостей дифференциальная чувствительность к изменению длины волны остается постоянной, и только значительное уменьшение яркости излучения сказывается на цветоразличении.

Разложение функции чувствительности к цветоразличению на составляющие. Функция которую мы рассматривали выше, представляет собой на самом деле интегративную характеристику хроматической чувствительности, поскольку цветоразличение определяется, с одной стороны, через различение цветового тона и насыщенности, с другой стороны, через красно-зеленую и сине-желтую хроматические составляющие.

Рис. 2.5.4. Разложение функции порогового цветоразличения на тоновую и насыщенную компоненты. Взято из Измайлова [12]; а — точки показывают первые пороги цветового тона для монохроматических стимулов, а кружки — первые пороги насыщенности. Пунктирные линии показывают аппроксимацию точек -образными кривыми; — точки и кружки обозначают данные в соответствии с рис. 2.5.4 а. Сплошная линия представляет собой огибающую наименьших значений тоновых и насыщениостных порогов. По своей форме эта огибающая аналогична функции порогового цветоразличения, показанной на рис 2.4.1

Читайте также:  Журнал традиционная медицина

При построении функции испытуемый определяет общее изменение хроматичности, не специфицируя в каждом отдельном случае, по какой из составляющих производилась оценка. Провести экспериментальные измерения вклада отдельных составляющих в функцию слишком сложно с методической точки зрения, однако можно построить эти функции теоретически, в рамках определенной модели цветоразличения. Примерами такого типа разложения функции цветоразличения на составляющие являются графики на рис. 2.5.4 и 2.5.5.

На одном из них (рис. 2.5.4) функция первого порога цветоразличения разлагается на тоновую и насыщенностную составляющие [12], а на другом (рис. 2.5.5) функция цветоразличения показана как производная от двух цветооппонентных систем

На рис. 2.5.4 а, б точками показаны пороговые значения различения цветового тона, а кружками — пороги различения насыщенности. Сплошная линия на рис. 2.5.4 6 показывает, что функцию цветоразличения можно интерпретировать как огибающую нескольких простых -образных составляющих (пунктирные линии) — двух тоновых и трех насыщенностных (рис. 2.5.4 а). Тоновые функции имеют максимумы чувствительности (минимальные пороги) в сине-голубой (490 нм) и желтой (580 нм) областях спектра, а пасыщенностные в желто-зеленой (560 нм) и оранжево-красной (610 нм). Третья составляющая равноярких спектральных цветов по насыщенности располагается в коротковолновой части спектра с максимумом чувствительности в области 480 нм, но в этой же области спектра тоновые пороги значительно меньше, поэтому эта составляющая насыщенности существенного вклада в функцию цветоразличения не вносит.

Рис. 2.5.5. Разложение функции порогового цветоразличения на красно-зеленую и сине-желтую цветооппонентиые составляющие.

Взято из Бойнтона [59]

Совершенно аналогичная картина приведена на рис. 2.5.5.

Здесь функция первого порога цветоразличения построена как огибающая выходных характеристик каналов. Исходные функции, приведенные на рис. 2.5.5, также представляют собой, по существу, простые -образные функции с максимумами чувствительности в тех же самых областях спектра, что и функции на рис. 2.5.4.

Теоретические принципы, лежащие в основе анализа функций цветоразличения, представленных на рисунках 2.5.4 и 2.5.5, существенно различаются. В первом случае функция цветоразличения связывается с центральными механизмами цветового анализа излучений, характеризующими детекторный уровень цветового анализатора в рамках трехстадийной концепции цветового зрения, а во втором — с прецентральными, оппонентными механизмами анализа в рамках двухстадийной концепции цветового зрения. Эти концепции в общем виде уже рассматривались в историческом экскурсе в начале книги и будут более детально рассмотрены ниже, в третьей части книги.

Функция первого порога насыщенности. Рассмотрим следующий опыт. Пусть фотометрическое поле освещается белым светом с интенсивностью Будем добавлять к белому свету монохроматическое излучение пока испытуемый не заметит появление хроматичности в поле. Измеряя каким-либо из пороговых методов величину необходимую для обнаружения хроматичности

у разиы длин волн, мы сможем построить функцию Такая функция, полученная Пристом и Бриквуде для двух испытуемых [163], а также Мартином, Уэбертоном и Морганом для трех испытуемых, приводится на рис. 2.5.6 [146]. Видно, что наименьшее отношение эта дробь имеет для желтых цветов спектра, а наибольшее — для синих.

Рис. 2.5.6. Значения первого порога насыщенности для спектральных стимулов, полученные в работах Приста и Бриквуде и Мартина и др. [146].

Взято из Хартриджа [39]

Рис. 2.5.7, Пороговые функции яркостей для излучений разного спектрального состава (синего, белого, желто-зеленого и красного), полученные Кёнигом и Бродхуиом [124]. Взято из Федорова [38]

Совершенно иная картина получается, если процедуру опыта изменить, добавляя к спектральному цвету белый, а не наоборот, как в предыдущем случае. При такой процедуре отношение останется константным для разных длин волн. Харвич и Джемсон, исследовавшие этот феномен, объясняют его влиянием хроматической адаптации, которая неизбежна, если в начале предъявлять хроматическую компоненту смеси [105].

Влияние яркости на функцию первого порога насыщенности было исследовано Парди [164; 165], который показал, что увеличение исходного уровня яркости белого света, к которому добавляется хроматический свет, вызывает для некоторых излучений (485—605 нм) линейное увеличение дифференциального порога тогда как для коротковолновых (менее 470 нм) и длинноволновых излучений (более 630 нм) величина порога практически

Таблица 2.5.1. Влияние интенсивности на величину первого дифференциального порога насыщенности для монохроматических излучений (по данным Парди [164])

не меняется. Приведенные в табл. 2.5.1 данные, взятые из работы Парди, иллюстрируют это влияние [164].

Дифференциальная чувствительность к яркости. Функции дифференциальной чувствительности к изменениям интенсивности излучения были получены исследователями раньше всего. Наиболее показательными в этом плане являются данные Кенига и Бродхуна [124], измеривших зависимость от для монохроматических излучений с разной длиной волны (рис. 2.5.7). Их данные показывают, что у этих функций есть общий участок в диапазоне интенсивностей примерно 4 лог. ед., где отношение константно, а за пределами этого участка функции расходятся.

Расхождение функций, полученных Кенигом и Бродхуном, в диапазоне очень малых интенсивностей (менее 1 лог. ед.) иногда интерпретируется как влияние палочкового аппарата сетчатки [38]. Кинетика выцветания и восстановления палочкового пигмента (родопсина) и колбочковых пигментов (эритролаба и хлоролаба) действительно разная. В кинетическом уравнении зрительных пигментов

где — константа, характеризующая скорость процессов выцветания и восстановления пигмента; — количество невыцветшега пигмента; I — интенсивность света, приводящая к выцветанию пигмента; интенсивность света, которая приводит к выцветанию пигмента в секунду.

Для родопсина а для хлоролаба и эритролаба что означает существенно большую скорость процессов выцветания и восстановления у колбочковых пигментов.

Однако окончательной такую интерпретацию считать нельзя, поскольку пока не известны кинетические характеристики

цианолаба (иигмента коротковолновых колбочек). Вслучае отличия константы в уравнении (2.5.1) для цианолаба от константы для других колбочковых пигментов расхождение функции будет означать, что психофизическая функция, устанавливающая связь между воспринимаемой яркостью и интенсивностью излучения, должнавключать в себя в качестве одного параметров спектральный состав излучения. Далее, при рассмотрении данных, основанных на оценках падпороговых различий между излучениями разного спектрального состава, мы убедимся, что это действительно так.

Небольшое расхождение функций для высоких уровней интенсивности, полученное Кенигом и Бродхуном, объясняется вторичными факторами стимуляции, такими, как площадь или длительность [121] фоновой интенсивности. Стайлс показал, что сохраняется константным вплоть до уровня фона в .

Ссылка на основную публикацию
Хсн 1 степени что это такое
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) – состояние, которое возникает из-за ослабления сократительной функции клеток миокарда. ХСН связана с застойными процессами в...
Хронический гастродуоденит обострение симптомы лечение
Хронический гастродуоденит диагностируется у 80% процентов всех пациентов с проблемами ЖКТ. Заболевание развивается на основе уже имеющихся нарушений секреторных функций...
Хронический запор долихосигма
Долихоколон у взрослых Ассоциация колопроктологов России Оглавление Ключевые слова Список сокращений Термины и определения 1. Краткая информация 2. Диагностика 3....
Хфпн декомпенсация
Фетоплацентарная недостаточность может развиваться под влиянием различных причин. Нарушения формирования и функции плаценты могут быть обусловлены заболеваниями сердца и сосудистой...
Adblock detector