Фото агрессивных детей

Фото агрессивных детей

Родители могут по-разному реагировать на агрессивное поведение детей. Как эти реакции влияют на дальнейшую способность взрослого человека проявлять инициативу, что-то менять в своей жизни, делать, совершать, пробовать, начинать, брать на себя ответственность и его способы взаимодействия в сложных ситуациях? Представляем вашему вниманию заметку Юлии Варлаковой.

Цель этой заметки – интегрировать и свести воедино две части моей работы, которые раньше жили отдельной жизнью: работу с родителями по поводу детско-родительских отношений и терапевтическую работу с отношениями в семейных парах.

Детское агрессивное поведение

Корни детского агрессивного поведения (а это не только физические атаки, но и крики, сарказм, ирония, самоагрессия и так далее) уходят в эмоцию фрустрации. Эта эмоция возникает, когда что-то идёт не так, это осознанное или неосознанное расстройство планов, ожиданий. Любой агрессивный человек фрустрирован, но это не означает, что каждый фрустрированный человек будет атаковать. У фрустрации есть и другие выходы:
а) изменить то, что пошло не так;
б) адаптироваться к тому, что этого не изменить;
в) уравновесить атакующий импульс противоположным (например, я злюсь на сестру, которая сломала мою башню из кубиков, но я ее люблю и бить не буду).

Часто взрослые относятся к детской агрессии как к специальному, преднамеренному и осознанному поведению, которое надо моментально пресекать. И именно воздействие на поведение становится основной точкой приложения усилий для борьбы с агрессией. В ход идет резкое пресекание агрессивных всплесков как чего-то неподходящего, а также наказания, пристыжения, укоры или молчаливое неодобрение.

Бывает и пристыжение без наказаний, завернутое в красивую конфетную обертку: «Мы же Ивановы, мы семья. Ивановы никогда не повышают голос на старших». Или холодный взгляд с укором, молчаливое неодобрение, тяжелые вздохи мамы или папы. И весь фокус на том, чтобы такое поведение не повторилось.

Но если мы регулярно пресекаем любое проявление неудобных эмоций и чувств, пресекаем поведение с помощью наказаний, пристыжений и других дисциплинарных мер, то воздействуем не только на агрессивные проявления, но и на проживание базовой эмоции, которая лежит в основе — на фрустрацию.

Назначение фрустрации

Фрустрация же сама по себе эмоция хорошая и полезная, как и все остальные. Она нам нужна для того, чтобы менять то, что не работает или идет не так. Быть фрустрированным — это значит быть живым.
Многие научные открытия были сделаны именно фрустрированными людьми, которых не устраивало то, что есть.

Эта эмоция двигает нас к тому, чтобы что-то начать делать. В том числе, что-то делать и во взрослых отношениях: брать на себя инициативу, пробовать, дерзать, быть фрустрированным от того, что партнеру плохо или больно, и искать возможность быть ответом на эту боль, брать на себя ответственность, делать что-то первым для второго, беспокоиться о том, что идет в отношениях не так, и так далее.

Реакции родителей на агрессию детей влияют на поведение последних в будущем

Далее приведу свои размышления про взрослых, навеянные терапевтической практикой. Не претендую на научность и достоверность своих наблюдений, не все так однозначно. Мы не знаем, каким именно образом психика начнет защищать своего хозяина, когда человек оказывается в очень уязвимой ситуации и сталкивается с болью и эмоциональными ранами. Поэтому это лишь мои наблюдения, сделанные на очень небольшом отрезке моей работы.

Если обобщить, то некоторые из моих клиентов говорят о своём детстве примерно следующее (дальше собирательный образ, ни о ком конкретно из моих клиентов речь не идет, все слова перефразированы и изменены. Главное — просто общий смысл):
– Я никогда не злилась, я была хорошим, послушным и удобным ребенком.
– Я не помню совсем ничего про свое детство. Не помню ничего плохого, значит, всё было хорошо.
– Как родители обращались с моим гневом, злостью, раздражением, агрессией?… Хм, я вообще не помню, чтобы я так себя вел. Кажется, я никогда не злился в детстве.
– Я злилась, но никогда даже не допускала мысли, что я могу это как-то выражать, что могу повысить голос на взрослых. Было обидно, но справлялась сама, пока никто не видел.
– У нас никто никогда не повышал голос друг на друга, моя мама никогда не злилась, а папа, когда злился, уходил на улицу. И я себе никогда не могла позволить проявить какие-то эмоции, которые могут не понравиться родителям.
– Я один раз был сильно расстроен и разозлен, начал кричать и что-то доказывать маме/папе. Меня резко остановили и наказали. Я больше никогда не повышал голос на родителей. Я четко усвоил, что так нельзя.

То есть проявлять злость, гнев, раздражение, вести себя агрессивно — всё это переживалось ребенком как нечто недозволительное, постыдное, не имеющее право быть. Настолько неприемлемым, что становится нормой быть всегда удобным, послушным и никак не проявлять те свои части, которые могут быть злыми, раздраженными или разгневанными.

Но маленький ребенок не может не быть фрустрированным, не может никогда не плакать, не кричать и не злиться. В его мире постоянно что-то идет не так. То ножницы не режут, то башня из кубиков упала, то в игру не взяли, то игрушку забрали, то мама не смогла взять на руки, выслушать, или не поняла. Это нормальный живой процесс, это жизнь.

И если такие переживания пресекаются и считаются неприемлемыми самыми близкими людьми — это ведь очень уязвимо и больно. Потом во взрослой жизни память услужливо прячет подальше то, что для психики чрезмерно и непереносимо. Либо человек это все помнит, но при этом рассказывает, как он раз и навсегда усвоил, что таким быть нельзя. А раз эти эмоции и чувства связаны с фрустрацией, то и быть фрустрированным — вариант так себе. И тогда в отношениях может появиться отстраняющееся поведение: это значит в случае конфликтов или сложных переживаний будет тенденция отстраняться, отдаляться, замыкаться, делать вид, что все в порядке, не реагировать на нужды и потребности другого человека.

Бывает, что постоянных ярких конфликтов нет, но отношения протекают по одному и тому же сценарию, когда один партнер (а иногда и оба) отстраняются от активного участия в отношениях, стараясь лишний раз не проявлять инициативу.

Это может выглядеть как равнодушие, но на самом деле является способом человека справляться с тем, что идет не так, и выживать.
— Я лучше не буду это делать, чтобы не сделать хуже.
— Я не понял, что нужно было что-то делать. Я даже не знал, что она чего-то ждала.
— Не знаю, почему я ничего не делаю, когда моему партнеру плохо и нужна помощь. Мои ноги становятся ватными, и я как будто парализован. Я не могу ничего сделать и даже сказать ничего не могу.
— Я не могу сделать ничего правильно, чтобы ему понравилось.
— Да все же в порядке, он просто раздувает из мухи слона.
— Я никак не могу угодить ему и лучше ничего не буду делать.
— Если я что-то начну делать, я снова все испорчу. Лучше пусть останется как есть.

Читайте также:  Дарсонвализация нижних конечностей

Эмоция фрустрации либо не осознается, либо не может выполнить свою работу и найти свой выход через изменения. Человек замирает и отстраняется.

Конечно, это не значит, что если в детстве проживание и выражение фрустрации пресекалось, то это всегда будет влиять на взрослую жизнь. Наша психика очень гибкая, поэтому мы способны адаптироваться, восстанавливаться. В нашей жизни всегда могут встретиться люди, рядом с которыми мы сможем оттаять и сделать еще один шаг к эмоциональной и психологической зрелости.

Но бывает и так, что то, как родители обращались с эмоциями ребенка, становится неосознанной моделью поведения в стрессе, в конфликте. Если снова вернуться к детям, то я в своей работе опираюсь на психологию развития и на модель развития на основе привязанности. Ее автор — Гордон Ньюфелд, канадский психолог и психотерапевт, говорит о том, что когда ребенок ведет себя агрессивно, наша задача — видеть глубже поведения.

Задача взрослых — не отсекать агрессивное поведение как что-то постыдное, недостойное, неправильное, неподходящее. Конечно, при этом мы можем останавливать неподходящее поведение ребенка и мы не подразумеваем под принятием полную вседозволенность. Но не в этом заключается основная работа с агрессией. Если мы поймем, чего не хватает в эмоциональном и психологическом развитии ребенку, который не может вести себя иначе, кроме как агрессивно, то сможем помочь его фрустрации находить другие выходы, кроме атаки.

Юлия Варлакова

Дорогие читатели, о детской агрессии вы можете прочесть в этой подборке.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (“Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!”), до прямых оскорблений и угроз (“Ты – уродина”, “Ну и дурак ты!”, “Сейчас как дам больно!”). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Содержание презентации “Детская агрессивность”:

Причины детской агрессивности:

  • Разрушение эмоциональных связей в семье
  • Влияние продуктов питания
  • Неуважение к личности ребенка
  • Ситуативные причины
  • Социально-биологические причины

Виды агрессии:

  • Физическая агрессия
  • Косвенная агрессия
  • Вербальная агрессия
  • Склонность к раздражению
  • Негативизм

Типы человеческой агрессии:

  • Доброкачественная
  • Злокачественная
  • Псевдоагрессия
  • Оборонительная агрессия

Рекомендации по общению с агрессивным ребенком

  • Портрет агрессивного ребенка и причины детской агрессии;
  • Критерии агрессивности ребенка по М. Алворд и П. Бейкер;
  • Анкета-тест для выявления нездоровой агрессии у ребенка;
  • Как помочь агрессивному ребенку.

Причины появления агрессии у детей могут быть са­мыми разными. Возникновению агрессивных качеств способ­ствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Психологами доказано, что в тех случаях, ког­да ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутству­ют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое вли­яние оказывает характер наказаний, которые обычно при­меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляю­щие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, разви­вая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, ко­торая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем изве­стно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро на­чинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действо­вать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребенка

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, гру­бого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его аг­рессия — это, прежде всего, отражение внутреннего диском­форта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, . стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, дети не вступят в драку».

Причины деструктивного поведения

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего доби­вается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Читайте также:  Жгут на конечности следует держать

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насто­рожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрес­сивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточ­но богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Агрессивен ли Ваш ребенок?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддер­жке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «при­клеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, не состав­ляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разрабо­таны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности ребенка

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

С целью выявления агрессивности у ре­бенка можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей и учителей.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно стара­ется отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то пло­хое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решитель­ного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, же­лание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утвер­ждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Как помочь агрессивному ребенку

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и тол­каются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелатель­ное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как посту­пить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар до­вольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием отклик­нутся на предложение, и наше общение с ними станет бо­лее эффективным и приятным для обеих сторон. Часто дети просто повторяют поведение близких взрослых.Поэтому, дорогие родители, не забывайте золотое правило: Начни с себя.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что прояв­ление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возра­сте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабуш­ки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким об­разом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвер­нувшегося под руку», или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Также не выплеснутый гнев может стать причиной многих заболеваний.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и ку­саться. Просто мы должны научиться сами и научить де­тей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными спо­собами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в ре­зультате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вер­бальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Работа с вербальной агрессией

Психологи советуют, например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в кото­рой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безус­ловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения противника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомен­дует В. Оклендер.. В своей книге «Окна в мир ребенка» она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольно­го возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение. Подходит такой способ и для подростков, и для взрослых.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоци­руя его на ответную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конфликт двоих детей перерастет в жестокую драку.

Обзывалки

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». На прошедшей недавно в Киеве выставке Украинской детской книги мне довелось увидеть «Дразнилки для девчат», «Дразнилки для хлопцев». Почему бы нет? Это социально приемлемый способ проявления агрессии. Чем «лопаться от гнева», лучше подразнить обидчика приемлемыми словами с использованием нормативной лексики. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Читайте также:  Глюконат кальция уколы внутривенно показания к применению

В арсенале каждого психолога, безусловно, есть множе­ство способов работы с вербальными проявлениями гнева. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а пе­дагогу — беспрепятственно провести занятие может так на­зываемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Ста­канчик для криков», «Волшебная труба «Крик»» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик об­ратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом ос­тавляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

Альтернативные методы

Однако далеко не всегда дети ограничива­ются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физичес­кой агрессией.

Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, мягкие подуш­ки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швы­рять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользо­ваться ими в экстремальных ситуациях.

Ребенок может завести, например, «Листок гнева». Нарисовал «Чудо-юдо», а в момент наибольшего эмоционального напряжения смял, разорвал свое произведение. И все остались целы и невредимы.

Для снятия физического напря­жения ребенка подходят игры с песком, водой, глиной. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при жела­нии восстановить. Причем именно то, что ребенок по соб­ственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ре­бятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки в кабинете психолога, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается в нормальное эмоциональное состояние, мир восстанавливается.

Совместное рисование, лепка, игры – прекрасные способы снятия агрессии у детей. Этому можно научиться на различных тренингах для родителей, на консультациях у детского психолога или психотерапевта. Если у Вас нет такой возможности, советуем внимательно прочитать книгу К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать.» Там Вы узнаете о специальных играх на снятие агрессии и тревоги (Например«Камушек в ботинке», «Тух-тиби-дух» «Два барана», «Доброе животное» «Жужжа»..Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессив­ных же детей чаще всего не волнуют страдания окружаю­щих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Взрослым, работающим с агрессивным ребен­ком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швы­ряет в гневе свои вещи можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоци­ональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, ко­торый и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком слу­чае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны». Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для диалога.

Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ре­бенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подоб­ной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребно­стям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ре­бенка, наказывать за конкретные поступ­ки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выраже­ния гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмо­ционального состояния и состояния окру­жающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ре­бенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в кон­фликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не при­ведут к положительным изменениям, если будут иметь ра­зовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, посто­янная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р.Кэмпбелла «Как справляться с гне­вом ребенка». Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям.

Ссылка на основную публикацию
Фосфатидилэтаноламин формула
Фосфатидилхолины (Ф.), формула которых изображена на картинке ниже, представляют собой класс фосфолипидов, которые включают холин в качестве головной группы. Они...
Снижено количество нейтрофилов в крови
Ф орменные клетки крови представлены широкой группой цитологических структур. Согласно общепринятой классификации, белые клетки крови делятся на гранулоциты, агранулоциты. Гранулоциты...
Снижено среднее содержание гемоглобина в эритроците
Гемоглобин (Hb)– один из главных показателей общего анализа крови. Снижение концентрации гемоглобина довольно частое явление, которое можно встретить в любом...
Фосфолипидный синдром диагностика
Комплексное исследование лабораторных маркеров антифосфолипидного синдрома (антинуклеарного фактора, антител к кардиолипину и бета-2-гликопротеину), используемое для диагностики и оценки прогноза этого...
Adblock detector