Фрагментированное мышление

Фрагментированное мышление

Постоянно обновляющийся глобальный поток информации породил необратимо новое её восприятие, а именно, так называемое «клиповое мышление», то есть мозаичное (или фрагментированное) восприятия информации. В результате молодёжь предпочитает воспринимать информацию короткими фрагментами.

Поэтому целью нашего исследования было выявление наиболее эффективного способа представления информации для молодежи в процессе реализации информационной политики, а также изучение восприятия молодёжью общественно-политической информации. Читайте далее как брендам работать с молодыми лидерами мнений.

Что породило клиповое мышление

В online-пространстве информация предстает короткими текстовыми сообщениями (длина твита ограничена 140 знаками), ограниченными постами в социальных сетях, а также видеороликами, средняя длина которых составляет от 1 до 5 минут. Это одновременно и феномен и следствие, такая форма представления информации позволяет повысить скорость её обработки и скорость её фильтрации в условиях информационной перегрузки организма.

«Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.» — Look at me.

Читайте также:  Как тренировать мочевой пузырь у мужчин

Как молодежь воспринимает информацию

Мы провели исследование по особенностям восприятия социально-политической информации современной молодежью, которое состояло из двух частей. Первая часть включала online-контент-анализ, вторая — исследование в offline пространстве, а именно анкетный опрос.

В первом случае мы провели анализ первых 100 роликов видео-хостинга «YouTube» из категории «Политика», целевой аудиторией которых являлась молодежь. Критериями отбора были, во-первых, направленность программ, ориентированных на молодёжь, во-вторых, участие молодёжи в ролике, в-третьих, само упоминание о молодёжи.

Во втором случае опросили 60 студентов разных вузов (КГУКИ, КубГУ, КубГАУ) с целью изучения особенности восприятия социально-политической информации современной молодежью.

В ходе исследования по изучению особенностей современной информационной политики РФ в отношении молодёжи, был проведён контент анализ архива новостной ленты сайта «Росмолодёжи» в период с 1.01.2014 по 1.01.2015, который показал, что из 1003 новостей, только 46 содержали инфографику, которая является эффективным компонентом быстрого донесения необходимой информации до молодёжи

Глобальный поток информации, поступающий извне, нуждается в систематизации, посредством сосредоточения в графическом изображении, что способствует её усваиванию за короткий промежуток времени. Эту функцию и выполняет инфографика, компактно обобщая данные, при этом, не теряя целостности отображения смысла поступаемой информации. Иными словами, инфографика — это способ представления информации в виде визуальных образов.

Какие выводы

  • Молодёжь в возрасте от 14-24 лет предпочитает воспроизводить, создавать и передавать контент, используя правила, сформированные клиповым мышлением. Соответственно и формирование контента видеохостингов и онлайн социальных сетей сознательно или бессознательно проходит по тем правилам, которые сформировались в рамках «клипового мышления».
  • Молодёжь (70% опрошенных) предпочитает изучать и анализировать информацию в визуальном виде, а не в текстовом, что подтверждает факт о преобладании клипового мышления среди молодёжи, которое подразумевает восприятие информации компактно содержащей в себе большой объем информации.
  • Среди огромного числа роликов с одинаковой тематикой наибольшей популярностью пользуются ролики со средней продолжительностью порядка 180 секунд, содержание которых приближено к модели инфографики и резкой смене кадра.

Как использовать клиповое мышление

Нами были выявлены эффективные способы представления информации для молодёжи в процессе реализации государственной информационной политики. Телевидение как канал распространения информации теряет свою популярность в молодёжной среде, отдавая первенство Интернет пространству, в частности online-социальным сетям.

Существование мышления, основанного на визуализации потребляемой информации, посредством схематичного восприятия, становится неотъемлемой частью современного информационного общества. Поэтому эффективным способом представления информации является наличие визуальных образов.

Таким элементом является инфографика, посредством которой передача данных осуществляется в организованном виде, удобном для восприятия. Что касается передачи политической информации в виде видео контента, то здесь также стоит учитывать тенденцию «клипового мышления», следствием которого будет представление роликов со средней продолжительностью в среднем порядка 180 секунд, содержание которых приближено к модели инфографики и резкой смене кадра, что стоит учитывать при публикации информации ориентированной на молодёжь.

Объявления в социальной сети должны формулироваться в виде коротких предложений, максимально передавая содержащую информацию. Видео-формат, содержащий необходимую информацию, должен позиционироваться через online-социальные сети и храниться в «YouTube».

Стоит отметить, что наиболее популярным устройством для выхода в Интернет среди современной молодёжи выступает мобильный телефон, поскольку он является неотъемлемым атрибутом повседневной жизни и неотъемлемым компонентом для передачи и получения информации. Это важно учитывать при построении информационной политики, ориентированной на молодёжь, посредством разработки и внедрения мобильных приложений и созданию адаптированных версий сайтов.

Вместо заключения

У молодёжи существует потребность в получении информации об акциях, мероприятиях, но она не всегда удовлетворена качеством подаваемого контента. Поэтому стоит учитывать тот факт, что степень восприятия социально-политической информации современной молодежью зависит от форм ее представления. Это определяется развитием современных медиа-каналов, развитием клипового мышления и как следствие необходимостью визуализации социально-политической информации в процессе ее донесения до современной молодежи.

  • Объявления в социальной сети должны формулироваться в виде коротких предложений, максимально передавая содержащуюся в них информацию.
  • Контент государственного информационного/новостного сообщения в online-пространстве должен быть не более 180 символов, а видео-ролик длительностью не больше 5 минут (для того, чтобы привлечь внимание молодежи и усвоиться молодежью).
  • Создание мобильных сервисов, адаптированных версий сайтов органов власти и управления для мобильных устройств.
  • Инфографика является высококачественным методом для иллюстрации новостей, ориентированных на молодёжь, поскольку данная технология обеспечит больший интерес молодёжи к новостному контенту.

Материал подготовлен на основании исследований, проводимых автором в 2013-2015 году под руководством Рябченко Натальи Анатольевны, кандидата политических наук, заведующей лабораторией информационных технологий в образовании КубГУ.

  • Новости
  • Публикации
  • Видеорепортажи
  • Газета
  • Рекламодателям

  • Новости
  • Публикации
  • Видеорепортажи
  • Газета >

Сколько может не спать человек?

Большинству людей сна постоянно не хватает. А некоторым вполне достаточно половины того его количества, которое требуется остальным. Изобретатель лампы накаливания Эдисон и император Наполеон обходились пятью часами в сутки. С другой стороны, Альберт Эйнштейн был выдающимся соней.
Сколько времени человек может совершенно не спать?

1 бессонная ночь — появляется усталость, снижается внимание и память;
2-3 бессонные ночи — нарушается координация движения, ухудшается концентрация зрения, речь, появляется нервный тик, тошнота;
4-5 бессонных ночей — наступает чрезвычайная раздражительность, галлюцинации и бред;
6-8 бессонных ночей — замедленная речь, дрожь конечностей, короткие периоды потери памяти, странности в поведении;
11 ночей без сна — фрагментированное мышление, безразличие ко всему, оцепенение. Рекорд установленный неким семнадцатилетним Р. Гарднером в 1965 году.

В статье рассматривается социально-психологический феномен “клиповое мышление”, приводится исторический аспект его возникновения в зарубежной и отечественной литературе, дается трактовка и особенности проявления в повседневной жизни, а также затрагивается актуальный вопрос: «Надо ли бороться с клиповым мышлением!?»

Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка».

Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы.

По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий.

Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый(бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…)

В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [1].

Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность.

На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.

Подтверждение этому можно найти в теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [3].

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [4, С.160].

Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.

В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар» [2, С.123].

В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин [5] выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

В целом, эпитет «клиповое мышление» за время своего существования приобретает ярко выраженную негативную коннотацию, чаще всего им «награждают» подростков и молодежь, считается, что данный вид мышления катастрофичен, ведь они читают урывками, слушают музыку в авто, посредством телефона, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь на идеях, а лишь на отдельных вспышках и образах. Но так ли это плохо и действительно ли только подростки, молодежь подвержены клиповому мышлению?

Рассмотрим положительные (+) и отрицательные (–) стороны клипового мышления:

I)

– да, при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых (потребность слушать новую музыку, общаться в чате, постоянно «бродить» по сети, редактировать фотки, отрывки из фильмов экшен, играть в онлайн игры с новыми участниками…);

+ но, есть и оборотная сторона медали: клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру;

II)

– да, у подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, а затем прочитать «Войну и мир», когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа, причем не Сергея Бондарчука, а Роберта Дорнхельма;

+ клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;

III)

– да, клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала (употребляя слово «глубина» невольно вспоминается рассказ П. Зюскинда «Тяга к глубине» и что с этой «тягой» стало!);

+ клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации;

IV)

– да, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда;

+ но великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Список можно продолжить, ясно одно, клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена [6], поколению «I», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, — их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Ссылка на основную публикацию
Фотолечение желтухи новорожденных
Физиологическая желтуха Более чем у половины новорожденных на второй-третий день жизни кожа и склеры приобретают желтый оттенок. Это физиологическая желтуха,...
Фосфатидилэтаноламин формула
Фосфатидилхолины (Ф.), формула которых изображена на картинке ниже, представляют собой класс фосфолипидов, которые включают холин в качестве головной группы. Они...
Фосфолипидный синдром диагностика
Комплексное исследование лабораторных маркеров антифосфолипидного синдрома (антинуклеарного фактора, антител к кардиолипину и бета-2-гликопротеину), используемое для диагностики и оценки прогноза этого...
Фотоомоложение жулебино
Красота, свежесть и молодость кожи тела и лица – мечта каждой женщины. По этой причине ежедневно ищутся и создаются новые...
Adblock detector