Эссе профессиональное самоопределение

Эссе профессиональное самоопределение

Автор: dipolite • Март 25, 2018 • Эссе • 310 Слов (2 Страниц) • 246 Просмотры

Профессиональное самоопределение, или как не допустить ошибку.

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека. Этот процесс является формой личностного выбора, отражающей процесс поиска, а также приобретения профессии. На данном этапе происходит самоопределение личности не только в профессиональном, но и социальном, а вместе с тем и жизненном плане. Переломным моментом в жизни является акт выбора профессии – важный и ответственный момент для каждого. Я думаю, что самой сложной задачей является правильный выбор, при котором важно не ошибиться, так как сделанные нами действия или бездействия влекут за собой необратимые последствия. От выбора профессии зависит дальнейшее будущее, поэтому к профессиональному самоопределению нужно подходить с наибольшей ответственностью. Сделать верный выбор не очень сложно, главное внимательно к себе приглядеться, дать реальную оценку своим возможностям и способностям, сопоставить с желаниями и интересами.

Верный выбор профессии не только дает возможность большей самореализации, но и чувство морального удовлетворения. Можно достичь больших успехов и оказать огромную пользу людям, при этом занимаясь любимым делом.

Об этом писал литературный критик В. А. Обручев. Он считает, что человек должен выбрать ту профессию, которая наиболее соответствует его возможностям, способностям, желаниям и интересам. В данном случае он будет трудиться в удовольствие, от чего так же зависит качество выполнения работы.

Важную роль при профессиональном самоопределении играют социальные факторы: влияние родителей, мнение

Актуальность темы.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Очень важно отметить, что профессиональное самоопределение — это часть общего процесса жизненного самоопределения.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности. Это длительный процесс, в течение которого личность определяет собственные особенности, способности и возможности, соотносящиеся с выбираемой профессиональной сферой, требованиями данной профессии и общества. На основании результатов данного сравнительного анализа человек определяет для себя приоритетные цели и задачи, этапы их достижений, и таким образом, формирует свою жизненную профессиональную перспективу. При этом решение задачи профессионального самоопределения проходит через разрешение противоречий между желаниями и способностями личности и требованиями профессиональной сферы и ожиданиями общества.

Но на любом этапе самоопределения существуют типичные ошибки при выборе профессии: выбирают профессию, не имея о ней достоверной информации; ориентируются только на такие признаки, как престижность или доходность; выбирают профессию «за компанию»; игнорируют собственные способности и интересы; ставят знак равенства между профессией и учебным предметом; прислушиваются к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Данные ошибки доказывают, что самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.

Постановка проблемы.

  • Проблема выбора профессии становится все более актуальной.
  • Происходит быстрое отмирание и появление профессий, поэтому в течение жизни человек неоднократно меняет род деятельности.
  • Растет число профессионально нереализованных людей.
  • Недостаточно квалифицированных кадров по рабочим специальностям.
  • Отсутствие возможности проверить свои склонности и способности, отношения к профессиональной деятельности и сделать выбор той или иной профессии или специальности.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.

Цели и задачи.

Основная цель: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению посредством профессиональных проб.

Задачи проекта:

  • Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.
  • Методом проб выявить интересы учащихся к видам практической деятельности.
  • Провести апробацию образовательных экспресс-программ: «профессиональные пробы» на базе образовательного учреждения начального профессионального образования для учащихся школ Емельяновского района.
  • Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности.

Реализация проекта.

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

Подростковый возраст и раннее юношество — период подготовки к выбору будущей профессии и профессионального самоопределения. Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Что бы решить эту проблему, мы предлагаем использовать метод профессиональной пробы.

Профессиональная проба — это профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Читайте также:  К чему снится сильное сердцебиение

В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:

  • диагностический характер пробы;
  • процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии;
  • развивающий характер профессиональной пробы, направленность на интересы, склонности, способности;
  • учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по нескольким направлениям.

Профессиональная проба включает в себя несколько этапов.

Обучающий этап — подготовка учащихся к выполнению профессиональной пробы и получения информации о профессиональной деятельности в области «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника».

Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка в сочетании с практикой, которая заключается в повторении отдельных приемов.

Практический этап является основой пробы и состоит из следующих экспресс-программ профессиональной пробы:

  • «Цветущий сад» по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
  • «Вступая во взрослую жизнь» по профессиям «Машинист дорожных и строительных машин», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
  • «Особенности эксплуатации техники в различных климатических условиях» по профессии «Машинист дорожных и строительных машин»
  • «Разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности» во всех сферах деятельности, так как основой является работа в команде.

Методы работы: обсуждение в группах, имитационные ситуации, метод решения проблем, демонстрация опыта, мозговой штурм, посещение предприятий, работа на тренажерах (симуляторах) транспортной техники.

Об эффективности профессиональных проб свидетельствуют:

  • осознанность выбора дальнейшего пути получения профессии,
  • профессиональное ориентирование в данных сферах деятельности,
  • профессиональное самоопределение учащихся.

Заключение.

Анализ результатов проведенной нами работы позволяет сделать следующие выводы:

Профессиональные пробы позволили учащимся соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку, а так же приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.

Если в 2011 году из выпускников 9-х классов школ Емельяновского района, в КГАОУ НПО ПЛ №88 поступили 13%, то в 2012 году поступили 16% выпускников.

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

Статья просмотрена: 17593 раза

Библиографическое описание:

Таланова, С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С. И. Таланова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1918/ (дата обращения: 17.09.2020).

Проблема профессионального самоопределения молодежи, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор [5].

Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:

1 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором учитываются лишь социальные и социально-психологические детерминанты, а личностные особенности не являются детерминантными. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект в данном случае полезависим от окружающих в своем профессиональном становлении.

2 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к успеху в профессии.

Читайте также:  Как приучить ребенка садиться на горшок

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы.

У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности:

1. Расхождение понятий «работа» и «профессия».

2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

В результате в установке современной молодежи «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по «престижной» специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе с высокой зарплатой.

Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.

Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами.

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции «Кем быть?» на позицию «Каким стать?» [6].

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.

Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный профессиональный выбор. Это происходит как из-за недостаточной профориентационной работы (выпускники не достаточно хорошо знают, какая специальность подходит для них больше всего, свои личностные особенности, склонности), так и из-за нехватки информации об учебных заведениях.

В этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учиться), государство и родители теряют средства на учебу посредственного работника.

Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент документы в несколько вузов с одной установкой – «лишь бы куда-нибудь поступить». Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [4].

Чтобы решить эти проблемы необходимо в первую очередь проводить систематизированную профориентационную работу в школах, начиная постепенно вводить детей в мир профессий со среднего звена.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. [3].

Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — и это надо особо подчеркнуть — происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.

Читайте также:  Кондиломы на головке фото

В отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте. Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно — смыслового единства — совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[1]. Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности

Для эффективного профессионального выбора необходимы:


рациональность решения жизненных задач;

ориентация на будущее;

сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков;

некоторый опыт практической работы.

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте. Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно — смыслового единства — совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [2].

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, Раритет — 2007.

Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1988.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008.

Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 2008.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир.

Понятие профессионального выбора в современных.

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и.

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Психологические особенности профессионального.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная.

Трудности профессионального самоопределения подростков

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Аспекты профессионального самоопределения личности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Ссылка на основную публикацию
Эрозия привратника желудка лечение
Эрозия желудка (от лат. erosio – разъедание) — это дефект слизистой оболочки без распространения на нижележащие слои стенок желудка. Определяется...
Эпинефрин синонимы
Фармдействие Альфа- и бета-адреностимулирующее средство. На клеточном уровне действие обусловлено активацией аденилатциклазы на внутренней поверхности клеточной мембраны, повышением внутриклеточной концентрации...
Эпителиальная неоплазия сигмовидной кишки
Государственный НаучныйЦентр Колопроктологии Ассоциация КолопроктологовРоссии На Главную О Нас Новости ГНЦК История центра Руководитель Администрация Сотрудники О противодействии коррупции Сведения...
Эрозия шейки матки опасность
Что такое эрозия шейки матки? Этим термином называют два разных состояния: врожденную эктопия шейки матки и истинную эрозию шейки матки....
Adblock detector