Неустойчивость психики

Неустойчивость психики

Чемезов А.С., Сысоева В.Г. (Оренбург, Россия)

Чемезов Андрей Сергеевич

ассистент кафедры клинической психологии и психотерапии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Советская, 6, Оренбург, 460000, Россия. Тел.: 8 (3532) 77-61-03.

Сысоева Валентина Германовна

студентка 6 курса факультета клинической психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Советская, 6, Оренбург, 460000, Россия. Тел.: 8 (3532) 77-61-03.

Прохождение военной службы в Вооружённых силах непосредственно связано со стрессом. Солдаты срочной службы ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации, справиться с которыми помогают копинг-стратегии и механизмы психологической защиты. В обычных жизненных ситуациях реакции людей повторяемы, осуществляются, в основном, автоматически, без особого напряжения, но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы справиться с угрозой или вызовом, потерей или ущербом.

Действия в различных экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), внешняя угроза требуют от военнослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. Оценке уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) военнослужащих уделяется особое внимание. В этом аспекте под нервно-психологической устойчивостью понимается интегральная совокупность врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.

При этом, говоря о вариантах реагирования личности в кризисной ситуации, невозможно оставить без внимания такие свойства личности, как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.

Исследование показало, что 45% военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, 45% солдат — средний уровень. При этом у 10% солдат — низкий уровень нервно-психической устойчивости. Данные солдаты имеют высокую вероятность нервно-психических срывов, зачастую им необходимо посещение специалиста. У военнослужащих с низким уровнем НПУ достоверно чаще, чем у здоровых, отмечаются девиации поведения. При этом среди МПЗ (механизмов психологической защиты) преобладают отрицание (31,8%) и интеллектуализация (36,4%). Подобные результаты предопределяют в работе с военнослужащими с низким уровнем НПУ комплекс воспитательных, психотерапевтических и организационных мероприятий.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость; военнослужащие срочной службы; механизмы психологической защиты; копинг-механизмы.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климатогеографические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда, — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих [2; 14].

Военнослужащий становится более склонным к различным срывам при значительном психическом и физическом напряжении. Также возможно появление личностных деформаций, которые могут предопределять появление неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия. Однако далеко не каждая профессиональная деятельность приводит к срывам адаптационных механизмов у конкретного индивида, а только та, которая предъявляет к нему непосильные требования или осуществляется в непривычных и даже экстремальных условиях, т.е. происходит при неблагоприятном воздействии профессиональной среды [1; 14].

Основываясь на изучении военнослужащих, проходящих службу по призыву, установлено, что среди них здоровых — 61%, с отдельными признаками нервно-психической неустойчивости — 25%, с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости — 10%, больных — 4% [6; 8].

Таким образом, около 35% военнослужащих обладают недостаточным уровнем НПУ и потенциально подвержены чрезмерному влиянию профессиональной среды, которое может предопределять вероятность неоптимального типа реагирования [4; 7].

В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в данных ситуациях и способы преодоления стресса, совладания с ним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии и набирают популярность в настоящее время [5; 6; 9; 11].

Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок [7; 10; 12].

Материалы и методы

Было обследовано 40 военнослужащих, проходивших срочную службу. Возраст солдат — от 18 до 26 лет. Исследование проводилось на базе воинской части Центрального военного округа, рота радиационной, химической и биологической защиты.

В нашем исследовании использовались: опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика — Х. Келлермана, методика определения нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии.

Опросник «совладающего поведения» Р. Лазаруса показал (рис. 1), что большинство солдат (55%) эффективно справляется со стрессовыми ситуациями с помощью копинга «планирование решения проблемы». Это свидетельствует о том, что решение стрессовой ситуации предполагает преодоление проблемы за счет целенаправленного изучения ситуации и возможных вариантов поведения, планирования собственных действий с учетом объективных условий. Реже используются такие способы совладения, как: «самоконтроль» (9%), «бегство-избегание» (4%), «положительная переоценка» (9%), «принятие ответственности» (14%).

Рис. 1. Распределение копинг-стратегий у военнослужащих.

Опросник «Индекс жизненного стиля» (рис. 2) выявил ведущие механизмы защиты у солдат срочной службы: «отрицание» (31,8%) и «интеллектуализация» (36,4%). Личность солдата отрицает фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства. Самой личностью отрицание аспектов внешней реальности, очевидной для окружающих, не признаются. Кроме механизма защиты «отрицания», более одной трети солдат прибегают к механизму «интеллектуализации». При «интеллектуализации» солдат пресекает различные переживания с помощью логических установок и манипуляций. Исследование выявило, что в 22,7% случаев личность солдат, использующих «компенсацию» в качестве ведущей психологической защиты, пытается найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, поведенческих характеристик другой личности.

Рис. 2. Распределение механизмов психологической защиты солдат срочной службы.

Для выявления взаимосвязи предпочитаемых механизмов психологической защиты и копинг-стратегий был проведен корреляционный анализ результатов с использованием критерия корреляции Пирсона.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие типы взаимосвязи.

Регрессия как вид психологической защиты находится в статистически значимых прямых связях с такими копинг-стратегиями, как «дистанцирование» (r = 0,528), «самоконтроль» (r = 0,620), «поиск социальной поддержки» (r = 0,604), «принятие ответственности» (r = 0,591), «бегство-избегание» (r = 0,506). Можно утверждать, что военнослужащие, склонные к возврату к более ранним и примитивным формам поведения в ответ на неблагоприятные обстоятельства, также склонны разрешать проблемы, в том числе преодолевать стрессовые ситуации, за счёт субъективного снижения значимости проблемы и степени эмоциональной вовлечённости в неё через рационализацию, переключение внимания, отстранение, юмор, обесценивание. Преодоление негативных переживаний идёт через целенаправленное подавление и сдерживание эмоций, минимизацию их влияния на ситуацию и выбор стратегии поведения, высокий уровень контроля поведения, стремление к самообладанию.

Читайте также:  Как сдавать кровь на малярию

Самоконтроль как форма копинг-поведения определяется склонностью личности к таким формам защиты, как «замещение» (r = 0,538) и «принятие ответственности» (r = 0,472). Использование копинг-стратегии «положительная переоценка» в определенной степени обуславливается склонностью личности к такой психологической защите, как отрицание.

В меньшей степени на формирование копинг-стратегий «конфронтация» (r = 0,208), «дистанцирование» (r = 0,201), «бегство-избегание» (r = 0,253) оказывает влияние такая психологическая защита, как проекция.

С помощью методики «НПУ. Прогноз-2» (рис. 3) исследование показало, что 45% военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости (нервно-психические срывы у военнослужащих маловероятны). 45% солдат имеют средний уровень НПУ (однако существует вероятность нервно-психических срывов военнослужащих в напряженных, экстремальных ситуациях). У 10% солдат — низкий уровень НПУ.

Рис. 3. Соотношение механизмов психологической защиты у пациентов
с различным уровнем НПУ.

В результате полученных данных можно утверждать, что 45% солдат, имеющих высокий уровень НПУ, чаще используют такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация (45%), отрицание (35%), компенсация (20%). Во второй группе военнослужащих, имеющих средний уровень НПУ, они прибегают к таким МПЗ: отрицание — 35%, интеллектуализация — 35%, компенсация — 20%, проекция — 10%. Военнослужащим, имеющим низкий уровень НПУ (10%), присущи неадаптивные механизмы защиты: компенсация — 50% и проекция — 50%. В результате исследования можно свидетельствовать, что более высокому уровню НПУ соответствуют более адаптивные МПЗ, по мере уменьшения уровня НПУ военнослужащие используют менее адаптивные МПЗ.

Наиболее распространенными в качестве МПЗ для солдат срочной службы являются интеллектуализация и отрицание. Доминирующая копинг-стратегия — «планирование решения проблемы». Корреляционный анализ показал, что существует сильная взаимосвязь МПЗ «регрессия» и копинг-стратегии «дистанцирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство-избегание». Большинство солдат срочной службы имеет высокий и средний уровень НПУ и использует адаптивные механизмы психологической защиты, а также копинг-механизмы. При анализе полученных результатов можно сказать, что большинство военнослужащих срочной службы эффективно справляется со стрессовыми ситуациями — как по службе, так и в повседневной жизни. Однако стоит обратить наиболее пристальное внимание на оставшихся 10% военнослужащих, которые имеют низкий уровень НПУ. В данном случае встает вопрос о профессиональной пригодности данных военнослужащих и как минимум предопределяет планирование работы с военнослужащими, включающей комплекс воспитательных, психотерапевтических и организационных мероприятий.

1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. университет, 2005. – 63 с.

2. Броневицкий Г.А., Броневицкий Г.Г., Томилин А.Н. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. – Новороссийск: С легкой руки, 2005.

3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 336 с.

4. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. – Ленинград: ВМедА, 1984. – 26 с.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2005.

6. Маклаков А.Г. Военная психология. – М.: Флинта, 2004. – 450 с.

7. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М.: Эскимо, 2005. – 284 с.

8. Методики военного профессионального психологического отбора / под ред. В.И. Лазуткина, Н.Н. Зацарного, Г.М. Зараковского. – М.: МО РФ; Науч.-практ. центр Генштаба, 1999. – 535 с.

9. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих: учебно-методическое пособие. – М.: Министерство обороны РФ., 1992. – 32 с.

10. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных условиях. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

11. Сорокин П.В. // Военная энциклопедия: в 8-х т. – T. 5. – 2001.

12. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 29–34.

13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 330 с.

14. Taylor Sh.E., Peplau L.A., Sears D.O. Social Psychology. – 12th ed. – Pearson, 2005. – 608 p.

Ссылка для цитирования

Чемезов А.С., Сысоева В.Г. Нервно-психическая устойчивость и протекторные механизмы военнослужащих срочной службы // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

О «черном ящике» обычно говорят в двух случаях: на передаче «Что? Где? Когда?» и после автокатастрофы. Парадокс в том, что внутри каждого человека есть его личный «черный ящик» – его психика. И никакие усовершенствованные методы не могут приблизить ученых к его расшифровке. Почему психика – самый загадочный предмет для науки и почему ее нельзя отождествлять с сознанием? Как красивые картинки из соцсети провоцируют психические поломки? Что первично в проблеме тело-психика? Об этом наша статья.

Что такое психика?

Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется сложной совокупностью осознаваемых и неосознаваемых процессов, определяющих основные свойства личности человека. Она не является врожденной, но формируется на протяжении жизни через обучение и общение. Психика – чрезвычайно сложная для понимания система, которая состоит из иерархически организованных подсистем и элементов. Все они взаимосвязаны друг с другом, порой изменчивы и неустойчивы.

Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Это все информационные процессы и структуры, необходимые для ориентации и взаимодействия человека с внешним миром, способы отражения реальности, органы и функции, происходящие внутри организма. Главный орган психической деятельности – мозг.

Основные свойства психики – целостность и системность работают на то, чтобы:

  • Регулировать поведение и деятельность.
  • Помочь человеку осознать свое место в окружающем мире.
  • Проявляться в особых формах осознанной и неосознанной рефлексии.
  • Формировать эмоционально и чувственно окрашенный субъективный образ реальной (объективной) картины мира.
  • Уравновешивать конфликт собственных потребностей и требований социума.
  • Обеспечивать взаимодействие человека с окружающей средой.

Термин «психика» происходит от греческого слова, которое переводится как «душевный, жизненный». Термин распространен в психологии, медицине, философии, поэтому его значение может меняться. В течение долгого времени психика обозначалась терминами «душа», «душевные явления» и была центральным предметом философствования. В качестве психических феноменов также рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции, переживания, сновидения, трансы, желания, намерения, интуиция.

Читайте также:  Эспумизан бэби инструкция для детей

Знаменитыми исследователями человеческой психики были П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов. Один их крупнейших психологов С. Л. Рубинштейн утверждал, что психика и сознание не самодостаточны, а принадлежат человеку или конкретно – личности. Возможно, поэтому эти два понятия часто используются как синонимы. Но такое обозначение не совсем корректно. Понятие психики намного шире, поскольку кроме сознания включает бессознательное и сверхсознание (Супер-Я). Тем более, что проблема «Мы управляем сознанием или сознание – нами?» в XXI веке остается открытой.

Как сказал профессор медицины В. Ф. Ясенецкий-Войно: «Я много раз делал трепанацию черепа, но никогда не видел там ума». Несмотря на сложности изучения человеческой психики, исследования в этой области не прекращаются. Наоборот, разрабатываются новые методы 3D-сканирования и моделирования мозга, усовершенствуется МРТ-технологии. Ученые получают новые цифры о нейронах, синапсах, нейронных связях. Но это всего лишь данные о «материи». Понять, как формируются мысли, гипотезы, новые идеи, речь, как работает интуиция, не удалось никому.

Тело или психика: что первично?

В отличие от других высокоорганизованных живых существ, человек устроен сложнее. Человеческая психика наделена сознанием, бессознательным, эмоциями, воображением. В человеке все так совершенно и идеально «подогнано», что полностью отделить физическое от психического невозможно. Поэтому если в организме случились неполадки, помогать ему нужно на всех уровнях.

Понять взаимосвязь тела и психических процессов поможет простое упражнение-эксперимент. Что нужно сделать:

  • Сесть на стул, широко развести руки в стороны, откинуть голову назад. Глубоко вдохнуть, глубоко выдохнуть.
  • Попробовать вспомнить что-то печальное, погрустить. В таком положении долго сохранять чувство грусти невозможно. Либо печаль начнет уходить, либо захочется опустить плечи, зажать мышцы шеи и туловища.
  • Дело в том, что грусть удерживается на физическом уровне с помощью мышечного зажима. Удерживать его в таком «развернутом» положении невозможно. Поэтому нет мышечного напряжения, нет грусти.

Так или иначе, все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Они приводят к едва заметным переменам в кровообращении, частоте дыхания, сокращении мышц, деятельности желез даже в тех случаях, когда это совершенно незаметно. Более существенные проявления этой взаимосвязи – психосоматические болезни и наоборот, лечение заболеваний через внушение или психотерапию. Поэтому проблема тело-психика сродни вопросу: «Что первично – яйцо или курица?». Однозначного ответа нет.

Что такое психологическая (не)устойчивость?

Крепкая психика поможет выдержать любое давление, перенести любые катаклизмы и успешно пережить неблагоприятные обстоятельства. Для этого нужно развивать данные природой возможности. Но делать это правильно, чтобы укрепить свой дух, а не сломать его.

Как ломается психика?

Среди наиболее очевидных причин поломки психики большинство назовет травмирующие события, насилие, измену. Это действительно так. Но есть другие, незаметные на первый взгляд причины душевного нездоровья.

1. Нарушение в работе внутренних биологических часов.

Внутренние часы «тикают» практически в каждой клетке организма, а также устанавливают свой ритм работы органов и тканей. Они сильно влияют на работу всего тела, гормональный фон, температуру, обмен веществ. Особенно это влияние проявляется у подростков и людей преклонного возраста.

Доказано, что нарушение внутреннего ритма не просто утомляет, но приводит к психическим расстройствам (депрессии, неврозам, нестабильному поведению, острым приступам одиночества.). Дело не только в смене часовых поясов или ночной активности. Биологические часы сбиваются при использовании гаджетов ночью. Белый свет экрана приглушает выработку гормона сна мелатонина, нарушает привычный ритм работы остальных органов.

2. Выгорание.

Состояние хронического стресса приводит к физическому и эмоциональному истощению. Для него даже придумали термин «выгорание миллениалов» – людей, настроенных только на успешную карьеру. Их мозг с установкой на решение новых задач все время работает, а одна мысль об отдыхе вызывает страх.

На первых этапах выгорания людей разных профессий, возраста и достатка объединяет одна черта – они настолько истощены под давлением неотложных дел, что не справляются с простыми бытовыми делами. Далее стресс провоцирует бессонницу, тревогу, вынуждает нервничать из-за всего на свете. Им на смену могут прийти панические атаки, фибромиалгия. В критических случаях можно уработаться до смерти – в Японии и Китае такое уже случалось.

3. Излишнее доверие к соцсетям.

В заточенных под изображения соцсетях зачастую создается иллюзия красивой жизни. Постановочные сцены из жизни выглядят так красиво, что создается ощущение большей реалистичности, чем сама жизнь. Это заставляет людей чувствовать свою неполноценность, вызывает тревогу.

Ученые провели опросы среди жителей Британии и доказали, что соцсети могут усиливать психические проблемы. В группе риска находятся подростки и молодые люди, которым еще сложно отличить «жизнь с картинки» от реальности. По мнению ученых их неустойчивая психика может не выдержать такого дисбаланса. Поэтому онлайн-ресурсам нужно предупреждать пользователей, что выложенные фотографии обработаны.

Травмирующие события рано или поздно приводят к тому, что психика закольцовывается на самой себе, уходит в сторону от многократных попыток «переварить» болезненный жизненный опыт. В один момент происходит что-то такое, что психика говорит «стоп». Иногда перед этим она посылает нам тревожные «звоночки».

Признаки того, что нужно уделить себе особое внимание:

  • Постоянно хочется спать. Даже после 12-часового отдыха чувствуется усталость. Сразу заснуть не удается, во сне мучают кошмары, преследуют плохие сны.
  • Физическое недомогание. Без физиологических причин мучают головные или мышечные боли, головокружение, скачки давления.
  • Непонимание своего состояния. На вопрос «Что с тобой?» не получается ответить даже самому себе. Неясные ощущения тревожат круглосуточно.
  • Резкие перепады настроения. На смену хорошему настроению неожиданно может прийти апатия. Все чаще случается слезливость, нервозность, раздражительность, досада и зависть зашкаливают.
  • Энергии нет совсем. Даже после отдыха, общения с друзьями силы не восстанавливаются. Фитнес не помогает, поскольку нет сил даже на простые упражнения.
  • Привычные вещи уже не радуют, зато появился страх перед будущим.

Что делать? Срочно начинать заботиться о себе. Постепенно здоровье улучшится, появятся силы, придет душевный комфорт.

Как сделать психику устойчивее?

Психическая устойчивость не передается по наследству, но сделать психику более «упругой» вполне возможно. Американская психологическая ассоциация выпустила целое пособие для тех, кто хочет прокачать душевную выносливость. Вот некоторые советы:

  1. Укреплять отношения. Связь с родителями дает человеку и его психике огромный ресурс. Крепкая дружба позитивно сказывается на психологической устойчивости. Поддержка близких в тяжелой ситуации придаст сил, чтобы бороться с обстоятельствами.
  2. Верить в свои силы. Без веры в себя трудно преуспеть, вести бизнес, творить и вообще начинать любое дело. Укрепить уверенность помогут амбициозные, но реалистичные цели, которые дадут видимые результаты. Понадобится также умение планировать, расставлять приоритеты, организованность.
  3. Использовать дополнительные тренажеры (стрессы, раздражители). Ситуации, когда нужно выходить из зоны комфорта, всегда сопровождаются стрессом. Но без этого невозможно добиться результата. Дозированный стресс поможет не увязнуть в рутине, выйти из проторенной колеи, а заодно укрепить мышцу силы воли.
  4. Посетить психотерапевта. Именно он выслушает, задаст правильные вопросы, обратит внимание на сильные или слабые стороны. Психотерапевт поможет разобраться в скрытой части бессознательного, встретиться с «призраками» прошлого.
  5. Отдыхать. Как и мышцам, психике необходимо время для восстановления. Для этого необходимо здоровое питание, обязательно высыпаться, особенно после напряженной работы. Веселится, расслабляться, заниматься приятными делами: горячая ванна, медитация, приятная прогулка могут стать полезным дополнением к психотерапии.
Читайте также:  Ингибиторы ангиотензин превращающего фермента препараты

Чтобы получше понять сложное устройство психики, можно представить ее N-мерным объектом. Она настолько многогранна, что создает бесконечное множество проекций, в каждой из которых человек видит что-то свое. Можно спорить до хрипоты, отстаивать свою точку зрения, но при этом оказаться на месте. Потому что психика – тайна для всего человечества, она была тайной и тайной, скорее всего, останется.

Важным направлением оценки профессиональной психологической пригодности является выявление лиц с пониженной адаптивностью к новым и стрессовым условиям жизни и профессиональной деятельности, склонных к срывам эффективности деятельности, эмоций, реакций, поведения и умственной деятельности, контрпродуктивному и девиантному поведению, криминальным действиям и созданию аварийных ситуаций. Ранее подобные нарушения адаптации и донозоологические формы нарушений часто описывались термином «нервно-психическая неустойчивость».

Понятие нервно-психическая неустойчивость (НПН) было предложено еще в 1978 году Л.И. Спиваком. Это понятие обозначает обратные характеристики хорошему адаптивному и адекватному уровню регуляции поведения, эмоций и когнитивных функций человека, как в обычных, так и стрессовых ситуациях — то есть нервно-психической устойчивости (НПУ). НПН рассматривается как »склонность к срывам в регуляции эмоций, поведения и когнитивных функций при психическом и физическом напряжении». Понятие нервно-психической неустойчивости позволяет описать широкий круг дисфункциональных нарушений, таких как сбои эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции, межличностных отношений, адекватного реагирования и оптимального функционирования при отличающемся от обычного уровня эмоционального или физического напряжения. В современной литературе вместо оси «НПУ — НПН» в большей степени используются понятия «адаптивности — дезадаптивности», стрессоустойчивости и психологического резилианса.

НПН не является клиническим диагнозом или патопсихологическим синдромом. Также в рамках процедур профотбора невозможно определить, являются ли проявления НПН характерными чертами индивида или ситуативно обусловленной реакцией на внешние условия. Наиболее близкими к понятию НПН нозоологическими формами являются расстройства личности и подведения (МКБ-10 F60-F69) и, в частности, Эмоционально неустойчивое расстройство личности, с двумя разновидностями: импульсивный тип (F60.30) и пограничный тип (F60.31).

В целом понятие НПН остается актуальным в процедурах профессионального психологического отбора, так как позволяет специалисту описать социально-психологическую и психофизиологическую предрасположенность к нарушениям адаптации в стрессовых условиях при начальных стадиях или пограничных формах отклонений от нормы в психической сфере обследуемых (при акцентуациях и расстройствах личности, поведения или эмоций), предположить проявления девиантного и контрпродуктивного поведения обследуемого лица.

В значительной мере признаки НПН служат «красным флагом» для специалиста по психологическому отбору, указывающим на возможные дезадаптационные нарушения у обследуемого, пограничные или начальные формы психических расстройств, которые потребуют проведения углубленной психодиагностики, для чего могут использоваться такие методики, как Прогноз-2, МЛО «Адаптивность», НПН-А, Незаконченные предложения.

Важным элементом диагностики НПН является проведение структурированного интервью (собеседования).

Причины нервно-психической неустойчивости

Чаще всего явления нервно-психической неустойчивости наблюдаются при скрытых и явных акцентуациях характера, легких формах когнитивных нарушений, зависимостях, в начальных стадиях некоторых психических заболеваний и при пограничных психических расстройствах. Возникновение НПН может быть связано со следующими факторами:

  • генетическая и конституционная предрасположенность индивида,
  • неблагоприятное течение беременности и родов, родовые травмы,
  • психические травмы детского и подросткового возраста,
  • вербальное, физическое и сексуальное насилие,
  • серьезные физические травмы,
  • угроза жизни, физической и психической целостности,
  • нарушения когнитивной сферы,
  • дезадаптивные формы родительского воспитания,
  • низкий культурный и образовательный уровень,
  • алкоголизм, наркомания и токсикомания (в том числе и у родителей),
  • последствия нейроинфекций и черепно-мозговых травм.

Основные признаки и проявления нервно-психической неустойчивости

Метаболический и нейрогормональный уровень:

  • Снижение содержания в крови 11-оксикортикостероидов
  • Пониженное содержание дофамина в моче
  • Повышенное содержание ванилилминдальной кислоты в моче.

Уровень вегетативной регуляции:

  • Вазомоторная лабильность
  • Гипергидроз, акроцианоз, стойкий дермографизм
  • Нарушения ритма и глубины дыхания
  • Учащенное сердцебиение
  • Плаксивость, нарушения сна.

Нейрофизиологический уровень:

  • Низковольтная ЭЭГ.
  • Наличие монотонных групп ЭЭГ
  • Наличие лобно-теменных групп ЭЭГ
  • Неустойчивость корковой ритмики.

Психомоторика:

  • Плохая координация движений.
  • «Угловатость» и порывистость движений
  • Повышенный тремор.

Когнитивные возможности:

  • Низкий уровень общего развития
  • Низкая интеллектуальная активность
  • Интеллектуальная незрелость
  • Примитивные эгоистичные интересы.

Темперамент и поведение:

  • Повышенная эмоциональность
  • Высокая тревожность
  • Низкая или чрезмерная активность
  • Ригидность
  • Утомляемость и истощаемость
  • Внушаемость, склонность к подражательству, низкий самоконтроль
  • Эгоистические потребительские тенденции
  • Расторможенность, импульсивность
  • Чрезмерное стремление к доминированию
  • Агрессивность (например, агрессивное вождение)

Межличностные отношения:

  • Конфликтность, озлобленность, грубость
  • Изолированность, отстраненность
  • Подозрительность, мнительность
  • Неспособность противостоять влиянию окружающих
  • Обидчивость
  • Неустойчивость интересов, привязанностей
  • Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении

Профессиональная деятельность:

  • Низкая эффективность деятельности
  • Предпосылки к аварийности (нарушения правил эксплуатации техники)
  • Аварийность по вине призывника (военнослужащего)
  • Производственный травматизм

Девиантное поведение:

  • Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
  • Нарушение должностных обязанностей
  • Опоздания и прогулы
  • Употребление алкоголя и наркотиков
  • Агрессивное поведение, жестокость, садизм
  • Сексуальные отклонения
  • Суицидная идеация и действия
  • Кражи и другие преступления.

Оценка нервно-психической неустойчивости

Результатом оценки НПН у кандидатов или сотрудников является распределение обследуемых на 4 группы:

  • лиц с высокой нервно-психической устойчивостью;
  • лиц с достаточной нервно-психической устойчивостью;
  • с удовлетворительной устойчивостью;
  • с признаками нервно-психической неустойчивости.

Оценка НПН позволяет обеспечить, в случае необходимости, соответствующие лечебно-профилактические мероприятия с целью предупреждения критических проявлений нервно-психической неустойчивости у персонала или сотрудников. Также знание уровня НПН позволяет обеспечить наиболее эффективное распределение кандидатов или сотрудников по специальностям и должностям. В случае явных патопсихологических проявлений — рекомендовать дополнительное психиатрическое освидетельствование.

Ссылка на основную публикацию
Нестеров александр владимирович стоматолог отзывы
Как записаться ► Записаться к Нестерову Александру Владимировичу и узнать номер телефона довольно просто. Нажмите на кнопку «Записаться к врачу»,...
Непроизвольное внимание характеризуется
один из видов внимания, заключающийся в отражении предмета, явления без волевого усилия. В этом случае безусловноили условнорефлекторно внимание привлекается самим...
Непроизвольные подергивания мышц тела
Многие не расценивают непроизвольные подергивания мышц как нервный тик и считают, что они пройдут самостоятельно. В интернете практически невозможно найти...
Нестерпимая для ребенка боль
Рекомендуемые статьи Возможные причины Особенности диагностики Как унять боль Когда обратиться к врачу Чем поможет стоматолог Боль в зубе всегда...
Adblock detector