Под интеллектом человека понимается

Под интеллектом человека понимается

24 апреля подписан и опубликован Закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона “О персональных данных”», согласно которому с 1 июля 2020 г. в Москве начнет действовать специальный правовой режим для более эффективного использования искусственного интеллекта.

Суть нового правового режима

Экспериментальное регулирование вводится на 5 лет не только для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, но и последующего «возможного использования результатов» применения искусственного интеллекта. Документ, как было указано при внесении законопроекта в Госдуму, разработан во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. для развития технологий искусственного интеллекта (№ 896438-7).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Закон определяет полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Москвы, которым на сегодняшний день является правительство города. В частности, к ведению Правительства Москвы отнесено определение порядка и случаев передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в публичных интересах, а также при съемке в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 152.1 ГК). Кроме того, столичное правительство вправе установить порядок и случаи предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции.

По согласованию с Минкомсвязи Правительство Москвы также сможет регулировать порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям. Однако такие персональные данные могут передаваться только участникам экспериментального правового режима (п. 4 ст. 6 Закона). Кроме того, не допускается хранение указанных персональных данных за пределами Москвы (п. 7 ст. 4 Закона).

В интересах экспериментального правового режима скорректирован и Закон о персональных данных. Часть 1 ст. 6 дополнена п. 9.1, согласно которому обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным нормативным актом.

В ст. 10 Закона о персональных данных появилось указание на то, что обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о проведении эксперимента лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения его в соответствующий реестр, который будет вести уполномоченный Правительством Москвы орган. Доступ к реестру сможет получить любое лицо через сайт уполномоченного органа.

Статус участника экспериментального правового режима смогут получить ИП или юрлица, зарегистрированные на территории Москвы, которые осуществляют деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта, а также по производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе таких технологий либо планируют заниматься такими видами деятельности. При этом у ИП, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и совета директоров организации не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Важно, что принятые в соответствии с Законом № 123-ФЗ нормативные акты Правительства Москвы будут применяться только в отношении участников экспериментального правового режима. При совершении сделок и совершении других юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять тех, кто не имеет такого статуса, о том, что он является участником экспериментального правового режима, и сообщать о применении в отношении него специальных актов московского правительства.

Для формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима Закон предусматривает создание координационного совета, состав которого определяется Правительством Москвы по согласованию с Правительством РФ.

Закон вступит в силу с 1 июля 2020 г.

Эксперты прокомментировали поправки

Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская указала, что закон содержит определение искусственного интеллекта и технологий искусственного интеллекта, чего ранее в российском законодательстве не было. По ее словам, вводимый им режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. В то же время законодательные акты, которые будут приняты на основании рассматриваемого закона, не должны противоречить федеральному законодательству, заметила эксперт.

«Закон и принятые на его основе нормативные акты будут распространять свое действие только на участников эксперимента, включенных в специальный реестр, но технологии искусственного интеллекта напрямую связаны с персональными данными, потому новые меры могут повлиять на каждого жителя города. Будут ли эти правки носить положительный характер, сказать пока сложно. Будем ждать новых законодательных актов. Главное, не допустить бесконтрольной обработки персональных данных», – добавила она.

Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али полагает, что принятый закон – это только первый шаг в проведении правового эксперимента на территории Москвы. Закон имеет рамочный характер, значительная часть норм (например, посвященных конкретным технологиям) будет устанавливаться подзаконными актами Правительства Москвы, пояснил он.

«Что же мы получили на сегодняшний день? Во-первых, сформулированные на уровне федерального закона дефиниции в сфере искусственного интеллекта, а также цели, задачи и принципы регулирования. Неудивительно, что в числе последних оказалось обеспечение безопасности личности», – заметил Максим Али. Во-вторых, добавил он, определены условия приобретения статуса участника экспериментального режима и ведение реестра таких участников.

Читайте также:  Защемление левой ягодицы

«В-третьих, особенно интересны изменения режима обработки персональных данных. Обезличенные данные, обрабатываемые в соответствии с законом, не могут передаваться за пределы круга участников эксперимента. А если эксперимент прекращается или участник выходит из него, данные подлежат уничтожению. Отмечу, что мы давно не встречали законодательных инициатив в сфере персональных данных, где проявлялась бы забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях», – заключил эксперт.

Старший юрист Eversheds Sutherland Russia Иван Кайсаров отметил, что принятие данного закона не является инновационным. «В мире есть общепринятая практика так называемых регуляторных песочниц (regulatory sandbox). Идея их в том, чтобы ввести особое правовое регулирование для внедрения и разработки технологий, которые не регулируются действующим законодательством или даже противоречат ему. Нормативная база может не успевать за высокими технологиями, поэтому такие технологии долгое время могут находиться вне правового поля, что не всегда позитивно на них влияет. В иных случаях имеющееся законодательство может блокировать или тормозить развитие и использование новых технологий», – пояснил эксперт.

В России, по его словам, более-менее комплексное регулирование подобных механизмов было предложено в 2019 г. Минэкономразвития и сейчас отражено законопроекте № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», который находится на рассмотрении в Государственной Думе. «Еще до этого, в апреле 2018 г., в отношении финансовых технологий и сервисов на финансовом рынке регуляторную песочницу начал использовать Банк России», – рассказал Иван Кайсаров.

Принятый закон, как считает эксперт, преследует аналогичную цель, но только в меньшем масштабе и по отношению к конкретной технологии – искусственному интеллекту. «Хорошо, что государство не просто начинает регулировать определенную технологию, а подходит поступательно, начиная с проведения эксперимента, чтобы “обкатать” правовой режим и новое регулирование на технологии в небольшом масштабе перед распространением на всю страну. Это позволяет сделать правовое регулирование более точным, близким к жизни и рабочим, позволяющим действительно способствовать развитию и внедрению технологии при соблюдении общественных интересов и отсутствию вреда от использования технологии или нарушения прав граждан и бизнеса», – полагает Иван Кайсаров.

В то же время, добавил он, отдельные положения принятого закона выглядят несовершенными и вызывают некоторые вопросы. Концепция специального (экспериментального) правового режима, по словам эксперта, обычно подразумевает две особенности: во-первых, это появление новых норм, которых не было в законодательстве применительно к данной технологии и которые более точечно ее регулируют, а во-вторых, исключение (неприменение) или изменение отдельных действующих норм, которые могут помешать внедрению и разработке данной технологии. «В рамках же этого закона реализуется только первая часть норм, которые уточняют правовой режим в отношении технологии искусственного интеллекта», – заметил Иван Кайсаров.

Так, пояснил он, п. 4 ст. 1 закона указывает, что положения нормативных правовых актов Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, относящихся в соответствии с Конституцией к ведению Федерации или совместному ведению РФ и ее субъектов. «В результате актами Москвы можно преимущественно только что-то уточнять и вводить специальное регулирование, которое не должно нарушать федеральное законодательство. В то же время, на мой взгляд, можно было указать, что акты Москвы в рамках такого специального правового режима не должны нарушать наиболее фундаментальные гарантии и права. В целом это как раз и указано уже в следующем пункте этой же статьи», – заметил эксперт.

По его мнению, закрепленного в п. 5 ст. 1 Закона № 123-ФЗ указания на то, что результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории РФ или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, достаточно для эффективного использования закона в случае предоставления Москве возможности изменять или не применять отдельные федеральные нормы, если это необходимо. «В то же время важно посмотреть, как это будет работать на практике. Возможно, практический подход будет более либеральным с минимальным количеством ограничений, несмотря на указанное выше», – добавил Иван Кайсаров.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

  • интеграция групповая
  • интеллект искусственный

Смотреть что такое «интеллект» в других словарях:

Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия

ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, напр., душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин «И.» представляет собой лат.… … Философская энциклопедия

ИНТЕЛЛЕКТ — [лат. intellectus] 1) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека; 2) киб. искусственный и. название кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… … Словарь иностранных слов русского языка

интеллект — а, м. intellect m., нем. Intellekt <лат. intellectus разумение, понимание. Мыслительная способность; ум, рассудок, разум. БАС 1. В статье самым просвещеннейшим образом доказывалась настоятельная необходимость усилить в солдате интеллект (так… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Читайте также:  Что попить для повышения иммунитета взрослому

интеллект — мыслительные способности, нус, умственные способности, разум, рассудок, ум, мозги, голова Словарь русских синонимов. интеллект см. ум Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИНТЕЛЛЕКТ — (от латинского intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу … Современная энциклопедия

ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus познание понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу … Большой Энциклопедический словарь

Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин … Психологический словарь

ИНТЕЛЛЕКТ — (лат. intellektus разумение, познание) система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в… … Новейший философский словарь

Получается, маленькая девочка умнее их и большинства взрослых? Тот же самый IQ у ученых в среднем составляет около 125 баллов, а у простых офисных клерков 100 — 105 баллов. Напрашивается вопрос: не врет ли IQ? И вообще, можно ли объективно помериться интеллектом и достоверно выяснить, кто умнее? Об этом корреспондент «РГ» беседует с профессором Московского городского психолого-педагогического университета Викторией Юркевич.

Виктория Соломоновна, можем ли мы сравнить силу интеллекта двух людей, как если бы мы сравнивали их физическую силу в перетягивании каната или в армрестлинге?

Виктория Юркевич: Прибора для измерения интеллекта или одаренности в природе не существует. Даже если дать людям одинаковые тесты на интеллект, сравнивать их результаты будет некорректно. У каждого мозг работает по-разному, он сориентирован в большей степени на ту или иную область деятельности.

Как выяснить, кто умнее: знаменитый физик или легендарный скрипач? Каждый в своей области велик и бесподобен. Но единых критериев, по которым можно было бы сопоставить их умственное развитие, не существует.

А как же тест на IQ?

Виктория Юркевич: Он выявляет только интеллектуальные способности в сфере именно общего интеллекта, то есть способности делать логические выводы, структурировать информацию. Известно, что самый высокий показатель IQ обычно бывает у физиков-теоретиков. Они постоянно просчитывают сложнейшие умозрительные модели, этот тип мышления отлажен, и с этими тестами им справиться проще. А вот, допустим, художники сравнимых баллов обычно не набирают. Но разве мы можем сказать, что Айвазовский глупее Ландау? Нет, конечно. У них просто разные типы интеллекта. Художественно одаренный человек обычно на тестах IQ показывает себя существенно хуже, чем математики или технари. Но никакого вывода из этого делать нельзя.

Как быть с юной американкой, в три года обставившей взрослых солидных мужчин?

Виктория Юркевич: Показатель IQ — это соотношение умственной зрелости человека и его биологического возраста. Изначально он был придуман для отбора учеников школ, которые в состоянии освоить программу. Тогда исследователи с помощью детских психологов и учителей сформировали набор знаний и навыков, которые должны быть у ребенка в определенном возрасте. Если умеешь все, что в твои годы положено и ничего больше, у тебя IQ ровно 100. Сотня — это норма. Освоил что-то дополнительное — держи свои 105, 120 или даже 140 баллов. Не успел или не смог вовремя чему-то научиться — получишь 95, 92, 87 баллов. И так далее.

Кстати говоря, IQ меньше 90 — это уже признак задержки развития. Если вернуться к девочке и Обаме, то тут само сравнение некорректно. Возможно, что девочка умеет делать вещи, о которых ее ровесники не имеют никакого представления. По сравнению с другими трехлетними детьми она является развитой не по годам. Но если сопоставить ее с любым взрослым человеком, а особенно с таким интеллектуалом, как нынешний президент США, она все равно будет просто маленьким ребенком. Их баллы IQ измерены по разным шкалам. Это несравнимые величины.

Если индекс IQ не дает возможности сравнить силу интеллекта, почему же он так популярен, в том числе у психологов?

Виктория Юркевич: Тут ситуация намного сложнее. Существует шесть основных типов интеллекта. Во-первых, интеллектуальный или логический — это способность понимать, осмыслять и сопоставлять. Второй — академический, он подразумевает хорошее усвоение готовых знаний. Социальный — его обладатели легко понимают настроение и интересы людей, могут увлечь их за собой. Еще есть художественный интеллект, он подразумевает способность оперировать образами, создавать их, понимать чужие метафоры и иносказания, практический — о таких людях обычно говорят «золотые руки», они могут собрать, сделать, починить или сконструировать все, что угодно, и, наконец, сенсомоторный — это умение управлять своим телом. Каждый человек владеет всеми видами интеллекта. Но какой-то будет доминантен, другие выражены, а где-то могут быть и провалы. Именно из-за того, что у физика и художника работают разные виды интеллекта, сравнивать их между собой очень трудно. Вот математика и, допустим, биолога еще куда ни шло, у них склад ума хотя бы приблизительно схожий.

Но каким бы ни было дарование у человека, он не сможет его реализовать без логического интеллекта. Художник не оценит красоту пейзажа или модели, актер не поймет режиссерского замысла и не сообразит, как ему сыграть ту или иную сцену. Спортсмен не рассчитает сил и свалится от усталости на середине дистанции.

Читайте также:  Проба на обратимость

Индекс IQ измеряет именно логический интеллект. У тех, кто преуспевает в науке, его значение скорее всего будет, условно говоря, больше 130 баллов. Актеру или спортсмену для успеха в своей профессии будет достаточно более скромного уровня в 110 баллов. Это не свидетельствует о том, что они менее умные, просто их талант раскрывается через другие механизмы, которые в этом тесте учесть не получается. А вот когда IQ меньше 90 баллов, можно говорить о задержке умственного развития. С таким интеллектом преуспеть в чем-либо крайне трудно. Хотя исключения существуют.

Получается, индекс IQ особо ничего не значит. Зачем тогда его продолжают использовать?

Виктория Юркевич: Сам по себе индекс IQ не позволяет сказать кто умный, а кто глупый. А вот в школе для выявления умственно одаренных детей, он очень полезен. Тем, кому дан тот или иной вид таланта, нужен другой тип обучения, другие формы педагогической и психологической поддержки, иначе их высокие способности будут не развиваться, а, самое главное, они не смогут реализоваться в дальнейшем. Как обычно получается? Приходит в школе одаренный ребенок. Первые несколько лет без напряжения получает свои пятерки, расслабляется. Чтобы развивать интеллектуальные и волевые качества, ученику обязательно нужен вызов, перед ним должна стоять трудные и интересные задачи. Нет таких? Пиши пропало. После такого обучения у девяти из десяти перспективных мальчиков и девочек остаются только следы былой одаренности.

В нашем университете проводился очень объемный мониторинг одаренности. Участвовало 63 школы, тысячи детей, сотни учителей. Оказалось, что, во-первых, интеллектуально одаренные дети есть практически в каждой школе, а во-вторых, значительная часть учителей не отличает интеллектуально одаренных детей от хорошо обучаемых. И никак не помогают развитию интеллектуальных талантов.

В результате мы теряем людей, которые в будущем могли бы составить инновационный ресурс общества. Но даже не это главное. Нереализовавшийся бывший одаренный ребенок, у которого, по известному выражению, «все его будущее в прошлом», — это всегда несчастный человек. Амбиции никуда не делись, а возможности уже упущены.

Сейчас есть самые разные способы выявления одаренности человека. Тест на IQ — один из самых технологичных. Можно быстро и без специальных затрат обследовать сразу многих. Но к результатам этих тестов надо относиться очень осторожно.

В чем опасность?

Виктория Юркевич: Есть норма, есть нижняя граница нормы и есть верхние пять процентов результатов — это наиболее одаренные школьники. Мы немного по-другому меряем, но, для сведения, IQ 127 и выше свидетельствует о серьезных способностях ребенка, больше 140 — это уже яркая одаренность. Но всерьез рассматривать можно только высокие результаты. То есть если школьник сделал работу на высокие баллы, это прямо свидетельствует о его одаренности. А если итог получился весьма посредственным или даже пугающе низким, допустим, 80-90 баллов, то иногда это вообще ничего не значит. Ребенок мог плохо себя чувствовать, быть чем-то расстроенным, нервничать — есть целое множество причин, по которым в этот конкретный день именно с этим заданием он справился плохо. Только после специальной диагностики специалисты могут назвать истинную причину таких результатов.

Специалисты при подборе соискателя на вакансию проводят целую батарею тестов, чтобы понять, подходит этот человек для той или иной работы или нет. Они смотрят его с разных сторон, проверяют все аспекты и виды интеллекта, его интересы и мотивацию, только после этого выносят решение. И хотя абсолютную гарантию никто дать не может, но в подавляющем большинстве случаев их рекомендации оправдываются.

Даже при отборе одаренных школьников тест на IQ всего лишь один из серии показателей. Интересы ребенка, его мотивация, школьные и внешкольные достижения — только все это в комплексе может показать профессионалу истинный уровень того или иного ребенка.

Еще неизвестно, кто представляет большую проблему для школьного учителя: двоечник или одаренный ребенок. Казалось бы, если ученик с первого класса легко и непринужденно получает сплошные пятерки, это очень хорошо. Однако тут кроется большая опасность.

— Если школьнику слишком легко учиться, и он не сталкивается с трудностями и с легкостью щелкает все задания педагога, это чрезвычайно плохо для его развития, — предупреждает Виктория Юркевич. — Ребенок привыкает все схватывать на лету и не напрягаться. А зачем, если он и расслабленный вполне успешен? В результате в нужной мере не развиваются ни способности, ни личность ребенка.

Такой ученик быстро съедет с «пятерок» на «тройки», он не будет развивать свои способности, учеба превратится для него в каторгу. Чтобы этого не произошло, наиболее талантливых учеников теперь начинают выявлять с самых первых дней в школе. Как лучшее средство от скуки на уроках им дают более сложные задания, заставляют честно отрабатывать свои «пятерки».

Мы всегда считаем, что каждый одаренный ребенок в будущем добьется очень многого, — продолжает профессор Юркевич. — Но для этого ему, кроме способностей, будут нужны еще и многие другие качества: самодисциплина, уменее ставить перед собой главные и промежуточные цели. Этому очень легко научиться в школьном возрасте. После — уже с трудом. Одаренные дети, которые легко щелкают школьную программу, этих навыков оказываются лишены. И в результате их талант оказывается нереализованным. Иметь талант и никак его не использовать — это всегда очень грустно. Поэтому одаренных детей надо обязательно выявлять и пестовать.

Ссылка на основную публикацию
Повышенный прогестерон у женщин при беременности
Прогестерон – один из главных гормонов женского организма. Несмотря на то, что он оказывает очень разнообразное воздействие на системы и...
Повышение уровня алат и асат
Аланин-аминотрансфераза (АлАт) — это фермент, повышение которого в крови может указывать на повреждения печени. Соотношение показателей АлАт и АсАт (аспартат-аминотрансферазы)...
Повышение уровня фсг у женщин
Фолликулостимулирующий гормон (фоллитропин, ФСГ) – гонадотропин, присутствует в организме обоих полов, продуцируется базофильными клетками аденогипофиза (передней гипофизарной долей) наряду с...
Повышенный сахар в крови причины и лечение
Для людей с впервые диагностированным диабетом, которым незнакомы предупреждающие признаки и симптомы гипергликемии, это состояние может быть пугающим. Гипергликемия может...
Adblock detector