Развитие внутреннего мира человека

Развитие внутреннего мира человека

Вы здесь

Внутренний мир человека, или субъективная реальность, — это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален. Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его «отблески», которые проявляются в мире внешнем. Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся — настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его «работы». Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он — отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание.

Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание. В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом. Таким образом, наличие человеческого мозга — это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает. Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром.

Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев). Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.

Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга.

Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т. Н. Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.

По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении — это форма существования психологического вообще, а в более узком — форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства. Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, потребностей и мотивов личности. Они сами выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем.

Пример. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т. д ? Где вы находитесь, внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.

Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др.

Пример. Рассмотрим факты ускорения—замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта). Если мы чем-то заняты интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно — оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение.

Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой — медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать.

Читайте также:  Селедка под шубой при гастрите

Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать.

Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и во времени? А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно. Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное. Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно: сознательно и интуитивно. В то же время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы. Сошлемся вновь на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной. Автор отмечает: с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое; с другой — социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки. Внутренний мир человека, т. е. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого. Способ существования — монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог — собственное Я представляется глазами другого.

С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь.

  1. «Самовыражения Я» — размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени; особенности состояния — монологичное мышление (монолог) и преобладание во внутренней речи местоимения Я.
  2. «Размышление о другом» — характеризуется диалогом, преобладанием местоимения «Ты». Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика.
  3. «Необъективированность мысленных образов» — другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточен на себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются.
  4. «Планирование будущего» — состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения.
  5. «Фиксация на препятствии» — характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает одиночество («никто никому не нужен»), отвергает возможность взаимодействия в разрешении трудной ситуации.
  6. «Чувственное восприятие мира» — все образы представлены очень ярко, контрастно, мысли озвучены (мысли в виде голосов).
  7. «Фантазии» — наиболее творческое состояние, где любые цели представляются достижимыми, при этом препятствия рассматриваются как несущественные («Нет такого безвыходного положения, из которого нельзя найти выход»). Себя человек представляет сильным и активным, способным достичь любых вершин.

Итак, мы попытались показать, что внутренний мир человека, или субъективная реальность, тесно связан с внешним миром и является его отражением в специфической индивидуализированной форме с привнесением своего «видения» и своей «пристрастности» посредством собственной активности. Он имеет пространственно-временную структуру и существует в чувственно-образной и мысленной форме, оживляется монологом и диалогом, которые личность ведет с собой, реальными или воображаемыми людьми, планирует свое будущее, хвалит или ругает себя и других, фантазирует и многое другое.

Настоящая коллективная монография является теоретическим обобщением исследований, выполненных в рамках научной школы Иркутского государственного лингвистического университета «Антропологическая лингвистика». В монографии обсуждается многомерная, вечная проблема языка и внутреннего мира человека в их объективно существующей взаимосвязи.

Анализ семантических констант семиосферы внутреннего мира человека представлен на материале языков различных культур: английского, немецкого и русского.

Содержание монографии состоит из двух разделов: I. Семиосфера внутреннего мира человека; II. Семантические константы внутреннего мира человека. Этот раздел состоит из 13 глав.

В первом разделе (автор д. филол. н., профессор Ю.М. Малинович) отражены основные перспективы развития современной лингвистической науки, связанные с поисками языковой манифестации внутреннего мира человека. Представлена авторская концепция антропоцентризма в ее лингвистически релевантной значимости, именуемой антропологической лингвистикой. Очерчен круг основных проблем, таких как: язык и внутренний мир человека: лингвофилософский базис; мир природы и мир человека: лингвистическая рефлексия; генезис формирования семантики внутреннего мира человека и его языка; генезис языка и смысла; генезис мышления, сознания и осознания; философская рефлексия проблемы бытия человека и его языка; семантика внутреннего мира человека: субъективность VS объективность; ментальные миры: системная упорядоченность семантики внутреннего мира человека.

Во втором разделе обсуждаются проблемы семантически дискретных базовых констант семиосферы внутреннего мира человека, объединенных общим актуальным направлением в современной лингвистике «человек в языке». Основным принципом в освещении проблематики, являющейся содержанием настоящей монографии, избирается антропоцентризм. Детальное представление конкретной семантики внутреннего мира человека базируется на понятии семантики личностной пристрастности. Данное понятие — идеальная основа для постановки и решения задач в исследовании следующих базовых семантических констант.

Жизнь — экзистенционально значимое понятие для каждого отдельного человека и всех людей в целом, универсальность которого определяется общими принципами восприятия человеком окружающей его действительности и отражением ее в языковом сознании (автор к. филол. н., доцент И.И. Мишуткина. Глава 1). В настоящей главе раскрываются основные и второстепенные категориальные признаки анализируемой семантической константы, метафорические модели ее восприятия, а также представлен обширный комплекс языковых средств ее репрезентации в немецкоязычном сознании.

Истина-Правда — универсальная максима общения, без которой нет ни цивилизации, ни культуры (автор к. филол. н., доцент Т.А. Хромова. Глава 2.). Предпринята попытка на материале английского языка раскрыть ее лингвофилософскую сущность, показать специфику коммуникативных единиц говорения правды, описать особенности ее референции и предикации, набор различных импликаций (пресуппозиций).

Добро, Совесть, Долг, Вера, Верность — морально-нравственные семантические константы, занимающие значительное место в семиосфере внутреннего мира человека. Данная проблема рассматривается на материале английского и немецкого языков в главах 3 (автор к.филол.н., доцент И.В. Пашаева), 5 (авторы: д.филол.н., профессор Ю.М. Малинович, к.филол.н., доцент Х.А. Чижова), 6 (автор к.филол.н., доцент Г.В. Елохова), 7 (автор к.филол.н., доцент Г.А. Агеева), 8 (автор аспирант ИГЛУ Н.В. Скородумова).

Читайте также:  Что можно есть после поноса ребенку

Прекрасное — одна из базовых констант в семиосфере внутреннего мира человека, его морально-нравственного и духовного модусов. Специфика содержательного наполнения этой вечной ценности раскрывается на материале русского и английского языков в главе 4 (авторы: к. филол. н., доцент Л.С. Баженова, к. филол. н., профессор М.В. Малинович). Выявлены и описаны смежные с прекрасным следующие константы: гармония, совершенство, удовольствие, любовь, счастье, ценность и другие.

Любовь, Радость, Желание — эмоциональные базовые семантические константы, воспринимаемые и отражаемые в языке объекты реальной картины мира. Наряду с прекрасным они есть ценности духовно-психического бытия человека. Анализ их понятийной и языковой онтологии представлен в главах 9 (автор к.филол.н., доцент И.В. Борисова), 10 (автор к.филол.н., доцент М.В. Адамова), 11(автор к.филол.н., доцент Е.В. Танков).

К сфере семантических констант, характеризующих внутренний мир человека, относится и Некатегоричность — феномен, который посредством некатегоричного высказывания служит для выражения сдержанности, неуверенности говорящего субъекта, его предположения относительно какого-либо факта или события. Эта сложная семантическая константа рассматривается в системе межличностной коммуникации на материале английского языка в главе 12 (автор к.филол.н., доцент Л.В. Топка).

Описание семиосферы внутреннего мира человека немыслимо вне связи с такой универсальной семантической константой, как Причинность. Все, что «творится» в жизни, морально-нравственном, духовном, ментальном, эмоциональном, этическом и эстетическом мире человека, сопряжено с выявлением и объяснением причин и следствий всего происходящего (автор к. филол. н., профессор М.В. Малинович. Гл.13).

Актуализация анализируемых в перечисленных главах семантических констант представлена как на уровне лексико-семантической системы языка, так и речи (текст / дискурс).

Разделы настоящей монографии и ее главы объединяет общая теоретическая платформа, единая структура описания и представления семантических констант семиосферы внутреннего мира человека. При этом следует отметить авторский подход в исследовании каждой из перечисленных констант.

Коллективная монография адресована широкому кругу специалистов в различных областях научного знания, исследующих проблемы языка, человека и культуры.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВЕРШИНЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ

Б.Г.Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» специально обращает внимание на то, что, чтобы сказать, почему человек приходит к тому или иному решению, ища выход из какой-то сложной для него ситуации или почему он так, а не иначе реагирует на какое-то событие, происходящее около него, или почему он откликается на еще что-то каким-то образом, то, принимая во внимание действие ряда факторов, ни в коем случае нельзя выпускать из поля зрения и работу его внутреннего мира. И Б.Г.Ананьев подчеркивал, что законы образования и функционирования этого «мира» надо обязательно исследовать, потому что без знания их не будет полного понимания проявления субъективного начала в человеке при отражении им действительности, его отношения к ней и его поведения в этой действительности.

Во внутреннем мире человека интегрируются все впечатления, которые давала ему действительность в течение прожитого отрезка жизни, обобщаются и индивидуально-неповторимо систематизируются переживания, вызывавшиеся этими впечатлениями, оцениваются поведенческие ответы его по поводу вышеуказанных впечатлений и собственные поступки, совершенные по личной инициативе.

Внутренний мир человека всегда работает, — писал Б.Г.Ананьев. В нем происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к новообразованиям, возникающим в обществе и к событиям, происходящим в непосредственном окружении человека. Совершаются изменения в отношениях к конкретным людям; постоянно идет перестройка «Я — концепции»; конкретизируются планы выстраивания собственной линии жизни, рассчитанной на ближайшее и более отдаленное будущее.

Само собой понятно, что если сравнивать работу внутреннего мира разных людей, то в ней обнаружатся черты сходства и, конечно, большие или меньшие различия. Сходство, пожалуй, будет заключаться в том, что у каждого человека есть свой внутренний мир. Но эти внутренние миры могут совпадать и различаться по таким признакам, как направления их наибольшей активности деятельности, как широта охвата проблем, которые прорабатываются в этом внутреннем мире, как масштаб или калибр этих проблем, наконец, как конкретная результативность активности этого внутреннего мира.

И если теперь более определенно содержательно раскрывать эти признаки, то у одних людей направленность работы их внутреннего мира — их диалогов с собой содержательно вращается вокруг их узко личных проблем, обсуждения и определения путей, если употребить терминологию А.Маслоу, удовлетворения их дефицитарных или непосредственно самых простых житейских потребностей. У других людей названная направленность работы их внутреннего мира нацелена на поиск способов оптимального удовлетворения, если опять использовать терминологию А.Маслоу, бытийных, то есть высших нравственно-духовных потребностей, которые прямо сопрягаются с основными ценностями жизни и культуры и которые по причине каких-то конкретных обстоятельств какой-то своей стороной вторглись как насущная необходимость во внутренний мир человека, который через мучительно напряженный диалог с самим собой принимает отвечающее голосу его совести решение.

Таких общечеловеческих проблем, прорабатываемых во внутреннем мире конкретного человека, может быть не одна, а несколько или просто много. И тогда внутренний мир этого человека будет более содержательно богат.

Если дальше сравнивать внутренние миры разных людей, то у одних из них по причине меньшего творческого потенциала их интеллекта и более слабой мотивационной заряженности проблемы их внутреннего мира, их осмысления, причины их порождающие, способы их решения — все, что стало содержанием работы их внутреннего мира, оказывается социально легковесным и по своим результатам тривиальным. У других, чей интеллект в творческом отношении мощнее, жизненный опыт богаче, мотивационная зараженность на интенсивную работу внутреннего мира сильнее, результативность этой работы неординарнее и оформление ее итогов определеннее, реалистичнее и конкретнее.

Факты жизни подсказывают нам таким образом, что работу внутреннего мира человека можно анализировать, имея в виду калибр личности, внутренний мир которой нас интересует. Так, если мы сравним содержание, широту и глубину работы внутреннего мира Л.Н.Толстого, которая зафиксирована в его дневниках, художественных произведениях, нравоучительных притчах, мудрых мыслях на каждый день, с этими же параметрами внутреннего мира какого-нибудь именитого псевдодемократа — нашего современника — лицемерного радетеля за счастье народное, сразу обнаружится нравственно-духовная убогость и хилость его внутреннего мира, если оценивать по большому счету направленность работы этою мира якобы на поиск реальных путей избавления большинства нашего народа от нищеты, опасности культурного одичания и постепенного вымирания, но зато мы обнаружим в этом «мире» активнейшую работу мысли, направленную на поиск новых, дополнительных способов приумножения своего состояния, обезвреживание соперников, сильнейшие переживания по поводу личных промахов на этом поприще и т.п.

Читайте также:  Если сухо во рту что это

Наверное, из сказанного уже становится понятно, что люди с богатым и содержательным в духовно-нравственном отношении внутренним миром одаривают окружающих, а значит и все человечество, поступками и деяниями, которые являются большим или меньшим вкладом в сокровищницу культуры, рассматриваемую в широком смысле.

Поэтому перед семьей, школой всех ступеней, средствами массовой коммуникации стоит задача не ограничивать свое видение цели воспитания достижением такого уровня активности познавательного мира, стиля общения людей, выполнения ими своих трудовых обязанностей, которые соответствуют формуле «делай как я» (то есть, как внушают это им семья, школа, СМИ), а непременно идти дальше и развивать у детей, подростков, юношей, взрослых на доступной для каждой возрастной ступени уровне потребность и способность к самостоятельной и творческой работе по своему характеру работе их внутреннего мира, содержанием которой были бы не только проблемы их повседневной жизни — быта, учения, общения, семейных дел, профессионального труда, но и обязательно близкого и далекого социума (Отечества, человечества, планеты Земля), глубоко затрагивающие их, мобилизующие их мысль и реализующиеся в поступках и деяниях, не расходящихся с голосом их совести и являющихся вкладом в ценности жизни и культуры.

Не только в зависимости от других факторов, но и от того, насколько активно и продуктивно работает внутренний мир человека, находятся глубина и объективность оценки достигаемого им результата деятельности как личности и как субъекта профессионального труда в каждый момент его жизни.

Поэтому человек — стратег по выстраиванию своей линии жизни, планирующий как личность свершение значимых для общества, членом которого он является, поступков, и как субъект деятельности — новаторских достижений в основной для него области труда, при прочих равных условиях быстрее достигает своей цели, если он пропускает каждый свой шаг и обстоятельства, в которых его приходится совершать, через свой интенсивно работающий внутренний мир.

Из сказанного становится ясным, что изучение особенностей работы внутреннего мира человека является одним из направлений исследований, которое должна развивать и осуществлять акмеология. Все выдающиеся и великие деятели науки, техники, искусства, образования, здравоохранения и ряда других областей деятельности были люди с богатым и постоянно действующим внутренним миром, для которого были характерны не разбросанность и не связанность друг с другом исканий мысли, переживаний, принимаемых решений, а в конце концов замыкание их всех на главное для каждого из этих людей дело жизни.

Справедливость этой мысли подтверждают записи, которые делал А.С.Пушкин, заметки для себя и письма, которые оставил А.А.Ухтомский, записные книжки А.П.Чехова, фиксирование своих мыслей и переживаний по поводу творчества актера и режиссера племянником А.П.Чехова великим артистом М.А.Чеховым и множество других подобных документов, оставленных выдающимися людьми. И акмеологии следует со своих позиций изучать все эти документы, чтобы сделать ясной для себя так сказать технологию работы этого внутреннего мира у разных людей и, прежде всего, у великих и выдающихся, потому что раскрытие особенностей его деятельности дает возможность увидеть реально еще один фактор, от которого зависит достижение человеком неординарной вершины и как личностью, и как субъектом профессионального труда. И, разумеется, при проведении этих исследований нельзя ни в коем случае забывать об общем и особенном в функционировании этого внутреннего мира у разных людей и о связях характеристик этого внутреннего мира со всеми основными образованиями в психике человека и, стало быть, и со всей системой детерминант, которая определяет, говоря образно, качественное лицо этих образований.

Ведь, очевидно, что характеристики внутреннего мира зависят и от того, насколько у человека самостоятелен и нацелен на новаторские находки интеллект, то есть проявляется ли он преимущественно на репродуктивном уровне или главным образом продуктивно творчески. Оказывается ли человек- владелец этого интеллекта — эмоционально одержимым, ища решение занимающих его проблем, или он холодно равнодушен. Стремится ли он наработанный в его внутреннем мире результат всегда воплотить в действие, в реальный поступок, получающее материальное воплощение деяние. Или он никак не может отстроиться от глубоко мучающих его проблем в своих мыслях, сильнейшим образом вязнет в переживаниях по поводу тупика, из которого он не видит выхода и, не останавливаясь на каком-либо решении, истощает свою нервную систему, чем способствует развитию у самого себя депрессивного состояния.

Таким образом, степень развития и характер функционирования познавательной сферы человека, сферы его чувств и воли находят свое выражение и в том, на каком психическом уровне и с каким результатом работает его внутренний мир.

В предложенных вниманию читателя размышлениях методически сложно решаемая проблема необходимости всестороннего и многоуровневого научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов работы внутреннего мира человека фактически только поставлена. И теперь важно осуществить цикл тесно сопряженных друг с другом теоретических и экспериментально-эмпирических исследований, которые дали бы убедительные ответы на вопросы, относящиеся и к еще непознанным сторонам работы внутреннего мира человека, его развития и характеристик, которые у него должны быть сформированы в этом процессе, чтобы и внутренний мир человека продуктивно способствовал достижению последним своего акме.

Ссылка на основную публикацию
Развивающие методики для дошкольников
Современный мир стремительно развивается, и чтобы наши дети были готовы принять его таким, какой он перед ними предстанет в ближайшие...
Пчелиная пыльца лечебные свойства и противопоказания
Пчелиная пыльца - продукт, который медоносные пчелы собирают с цветковых растений и приносят в улей в специальных корзиночках, расположенных на...
Пшеница для проращивания польза и вред
Мало кто знает, каковы ценность, польза и вред пророщенной пшеницы. В тот момент, когда данная культура начинает оживать, осуществляется процесс...
Развитие внутреннего мира человека
Вы здесь Внутренний мир человека, или субъективная реальность, — это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для...
Adblock detector