Сенситивные периоды развития силы

Сенситивные периоды развития силы

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

Сенситивные периоды развития (возраст) физических качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами . Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8 – 11 лет (девочки) и 8 – 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы. Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%). Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%). Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет. Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.

Читайте также:  Кортизол чем лечить

Благоприятные периоды развития физических качеств учеников

Хотя имеются индивидуальные ва­рианты сроков их наступления, все же можно выделить общие закономерности. Так, сенситивный период проявления различ­ных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 нет и к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень, когда возможны высокие спортивные достижения. На этом уровне быстрота может сохраняться до 35 лет, после чего ско­ростные свойства организма снижаются. Близкая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления качеств ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период ка­чества силы. После сравнительно небольших темпов ежегод­ных приростов силы в дошкольном и младшем школьном воз­расте наступает некоторое их замедление в возрасте 11-13 лет. Затем наступает сенситивный период развития мышечной силы в 14-17 лет, когда особенно значителен прирост силы в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше — у девушек) достигается макси­мальное проявление силы основных мышечных групп, сохра­няющееся примерно до 45 лет. Затем мышечная сила умень­шается по мере старения.

Сенситивный период выносливости приходится при­мерно на 15-20 лет, после чего наблюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанци­ях в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости. Общая выносливость к длительной работе умеренной мощности сохраняется в онто­генезе человека дольше других физических качеств, снижаясь после 55 лет. С этим связана наибольшая адекватность дли­тельной динамической работы невысокой мощности для по­жилых людей, которые способны выполнять такого рода упражнения без учета времени достаточно долго.

Развитие физических качеств юных футболистов

Данная статья в основном предназначена для родителей юных футболистов. Не секрет, что у нас «все знают» как тренировать, что необходимо делать на тренировках. Я не сомневаюсь, что требования к ребенку по освоению определенных навыков, основаны только на желании помочь ему, только из положительных побуждений. Но необходимо помнить, что завышенные требования, требования к ребенку того, что он в силу возраста не может выполнить, наносят вред в развитии как физических так и игровых качеств юного футболиста. Как показывает опыт в подготовке футболистов, часто домашние тренировки проводимые без знания основ развития ребенка, приводят к замедлению футбольного развития. Тренерскому составу после этого приходится не один месяц исправлять закрепленные неправильно навыки. Более того, несвоевременное развитие физических качеств может привести к отклонениям в здоровье, что в последующем скажется на всей дальнейшей «карьере» футболиста, на его вне футбольной жизни.

Читайте также:  Импотенция на пачке сигарет

Многочисленными исследованиями установлено, что физические качества ребенка бурно развиваются только в те возрастные периоды, которые обусловлены биологическими и физиологическими особенностями развития человека. Практика показывает, что физические качества ребенка можно развивать на протяжении всего юношеского возраста, однако целесообразно направлять усилия на их развитие именно в те возрастные периоды, когда конкретное качество может бурно развиваться.

Формирование тактических умений начинается с развития у уча­щихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а так­же умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относит­ся умение принять правильное решение и быстро выполнять его в раз­личных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выпол­нять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов футбола учащиеся изучают тактические действия, связанные с эти­ми приемами.

В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успехов толь­ко за счет тренировочного процесса, наращивания объема и интенсивно­сти тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях рас­сматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен при­обретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и тактическое мастер­ство.

Сенситивные периоды развития различных способностей у мальчиков.

Этап начальной подготовки. Возраст 7-10 лет.

Задачи этапа начального обучения – это укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, обучение технике избранного вида спорта. Занятия 2-3 раза в неделю.

Приоритеты: гибкость, быстрота, координация, аэробная емкость.

Содержание работы: Повышение уровня ОФП. Развитие ловкости, быстроты, общей выносливости. Овладение основами техники. Формирование навыков игровой деятельности в футболе. Привитие стойкого интереса к занятиям футболом.

Этап базовой подготовки. 10-13 лет.

Задача этапа базовой подготовки — развитие физических возможностей, создание двигательного потенциала, освоение двигательных навыков, формирование устойчивого интереса к занятиям. Особое внимание развитию быстроты, координационных способностей и гибкости. Из-за высоких темпов прироста большие объемы и интенсивность нецелесообразны.

для мальчиков: 11 лет – быстрота, аэробная емкость; 12 лет – быстрота; 13 лет – силовая выносливость и скоростные способности.

Содержание работы: Подвижные и спортивные игры. Упражнения из других видов спорта, связанных с проявлением специальных качеств. Обще- и специально подготовительные упражнения. Специальные и соревновательные упражнения.

Этап специализированной базовой подготовки. 13-16 лет

Задачи этапа углубленной подготовки — рекомендуются общая и вспомогательная подготовка, упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется техника. Также определяется амплуа, повышается функциональный потенциал организма. В 13-16 лет юные спортсмены легко справляются с аэробными нагрузками, резко возрастают спортивные результаты..

14 лет – сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка, скоростная, упражнения, направленные на анаэробную мощность, совершенствование анаэробных алактатных способностей.

15 лет – гибкость, сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка, скоростная, упражнения, направленные на анаэробную мощность, совершенствование анаэробных лактатных и алактатных способностей.

Читайте также:  Определение дыхательного объема легких

16 лет – координация, гибкость, сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка, совершенствование анаэробных лактатных способностей.

Этап подготовки к высшим достижениям 16-18 лет

Задачи этапа подготовки к высшим достижениям. Резко растут объемы специальной подготовки, соревновательная практика

Координация, гибкость, сила

Содержание работы: Совершенствование индивидуальной атлетической подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. Совершенствование технико-тактического мастерства с учетом игровой функции и уровня индивидуальной подготовленности. Совершенствование соревновательного опыта и достижение высокого уровня эффективности и надежности игровых навыков. Повышение уровня психологической подготовки, воспитание целеустремленности в достижении спортивных результатов.

Одной из задач этого этапа является выделение контингента, у которого можно прогнозировать рост спортивных результатов на уровень международных достижений. Методы и технология отбора остаются, в основном, теми же, что и на предыдущем этапе, однако их значимость и объем расширяются. Программа отбора может включать 5 разделов:

  1. Состояние здоровья.
  2. Выполнение контрольно-переходных нормативов.
  3. Медико-биологическое обследование.
  4. Психодиагостика.
  5. Антропометрия.

Разделы обследования в комплексе позволяют достаточно надежно оценить степень подготовленности футболиста, состояние отдельных систем, уровень резервных возможностей организма, наличие сильных и слабых сторон.

Отдельно по обучению игры неведущей по моторике ногой.

Имеются научные данные , свидетельствующие о том, что в гр 11-12 лет наибольшие сдвиги происходят в показателях, характеризующих точность ударов неведущей по моторике ногой. Этот период можно считать сенситивным для работы над «слабой» ногой. До 50% детей в 7-9 лет пытаются действовать «слабой» ногой в стандартных упражнениях. Это касается таких технических элементов, как прием мяча подошвой и бедром, передачи внутренней стороной стопы. 10-15% детей этого возраста способны использовать «слабую» ногу и в ситуативных упражнениях. Однако детей 7-9 лет нельзя заставлять выполнять те или иные действия «слабой» ногой. Хорошо, если у ребенка это получается самопроизвольно, в связи с его индивидуальными особенностями. Но если заметны серьезные трудности, отрицательная эмоциональная реакция или искажение биомеханики движения, «давить» на ребенка не следует. Когда время «слабой» ноги придет, вы всегда заметите готовность юного футболиста к обучению. Если этого не происходит, лучше обратить внимание на сильные стороны игрока и совершенствовать то, к чему имеет склонность юный футболист. Иными словами, лучше совершенствовать сильные стороны, чем подтягивать слабые.

Эти данные были получены по материалам исследований С. Голомазова, Б. Чива, 1994 г.

Далее хочу кратко сделать выводы по отдельным этапам подготовки футболиста

Если в период до 12 лет не ведется целенаправленной подготовки по технической оснащенности футболиста, то восполнить этот недостаток в дальнейшем крайне сложно или невозможно.

Невозможно требовать до 12 лет от ребенка сложных тактических действий, так как до этого возраста он воспринимает ограниченное количество игровых объектов (не более 2-3).

Следует учитывать индивидуальные способности и возможности ребенка. Не всегда в восприятии учебного материала ребенок укладывается в общепринятые рамки.

Необходимо учитывать особенности пубертатного периода (12-14 лет) (период полового созревания) Основные проблемы в этот период у мальчиков связаны с временными нарушениями координации движений.

Ссылка на основную публикацию
Семя льна при панкреатите как принимать
Семя льна человек употребляет издавна. Много лет назад люди употребляли его в пищу во многих странах. В России льняное семя...
Селедка под шубой при гастрите
Гастрит накладывает ограничения на питание, в частности под запрет попадают и салаты из-за их вредной заправки – майонеза, растительного масла...
Селезенка животных анатомия
У крупного рогатого скота селезёнка (рис. 144—Б) плоская, длинная, довольно широкая, с округлёнными концами, дорзальным и вентральным, с тонкими прямыми,...
Семявыводящий проток воспаление симптомы
Инфекции в малом тазу провоцируют множество тяжелых воспалительных процессов. Один из них – фуникулит, или воспаление семенного канатика. Заболевание редко...
Adblock detector