Сенситивный период развития это в психологии

Сенситивный период развития это в психологии

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому)

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Читайте также:  Обрезанный мальчик

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Читайте также:  Индекс ядерного сдвига нейтрофилов это выберите правильные утверждения

Наверняка каждый человек слышал истории о детях-маугли, которые много лет провели вне социума в совершенно диких условиях. Как правило, они не говорят (либо имеют очень скудный лексикон), и во много раз уступают своим сверстникам в психическом развитии. В чём же дело? Неужели так сложно «вернуть» ребёнку речь и активизировать его мыслительно-познавательные процессы? Давайте разбираться.

Как показывает практика педагогов, социологов и врачей, даже если в последующие годы регулярно развивать детей-маугли, их речь уже никогда не станет идеальной. Впрочем, некоторые умения (связанные с анализом, мышлением и пр.) им тоже будут малодоступны. Почему же? Возможно, дело в так называемых сензитивных периодах развития.

Что такое сензитивность

Сензитивность (или чувствительность) — особенность человека, позволяющая ему ощущать и воспринимать различные внешние раздражители. Соответственно, сензитивные периоды развития — это такие возрастные периоды, когда ребёнок наиболее восприимчив к процессам обучения, воспитания, благодаря чему впоследствии формируются личность и интеллект.

Исследователи сензитивных периодов по-разному трактуют их суть. В частности, врач и педагог Мария Монтессори полагала, что сензитивные периоды имеют биологическую природу, то есть возникают из-за особенностей работы детского мозга. Психолог Л.С. Выготский считал, что природа сензитивных периодов исключительно социальна, то есть на ребёнка оказывает влияние окружающая среда. Профессор Б.Г. Ананьев видел в сензитивных периодах переплетение органического и социального, однако ведущую роль он отводил социальной природе сензитивности.

Интересно, что в один такой период ребёнок может быть восприимчив сразу к нескольким видам деятельности и к развитию нескольких психических функций.

Конечно же, это не значит, что по окончании всех таких сензитивных периодов, ребёнок не сможет больше ничему научиться. Мы все знаем, что можно выучить шведский язык, если тебе 70 или начать освоение новой профессии совсем не в 18. Речь идёт про особенности детского развития, которые помогают ребёнку в освоении того или иного навыка. Такую помощь природы могут использовать и родители.

Сензитивные периоды по Монтессори

Мария Монтессори подчеркивала биологическую природу возникновения сензитивности, а потому её классификация включает в себя 6 сензитивных периодов.

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). Многие родители подтвердят, что пятилетнего ребёнка научить порядку намного труднее, чем двухлетнего малыша. Во многом это связано с тем, что вместе с порядком ребёнок видит стабильность: вещи на стульчике, игрушки в коробке, с утра и перед сном — чистка зубов. Внешний порядок для малыша всегда является отражением порядка внутреннего. Бывает, что капризы и слёзы малышей до трёх лет связаны именно с нарушением этого самого порядка.

Речь идёт не только о кружках-ложечках-штанишках, но и о поведении. Например, когда настроение или образ жизни родителей меняется — это тоже является неким нарушением привычного уклада. Именно поэтому от 0 до 3 лет лучше всего прививать ребёнку любовь к порядку, чистоте и соблюдению расписания.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Вот он — возраст детских площадок, игровых комплексов, горок, качелей и лесенок! Движение насыщает кровь кислородом, укрепляет мускулатуру, развивает координацию движений и стимулирует приток крови к клеткам головного мозга. Поэтому длительные сидения за партой в этом возрасте для ребёнка категорически противопоказаны.

Родителям стоит помнить, что в этом возрасте любые занятия с малышом должны сопровождаться несколькими перерывами «на побегать». От 1 года до 4 лет малыш знакомится со своим телом, его функциями, пробует себя, осваивает множество полезных движений и совершенствует их. Согласитесь — прыгать, лазать, балансировать — это не менее важные умения, чем письмо или чтение.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Один из самых важных и долгих периодов, когда малыш познаёт запахи, звуки, тактильные ощущения. Именно в этом промежутке у ребёнка формируются и закрепляются представления о формах, цветах, текстурах и размерах.

Конечно, малыш естественным образом научится отличать большое от маленького. Однако в системе Монтессори есть множество полезных упражнений, которые помогут ребёнку перейти к более интенсивному сенсорному развитию. Например, можно создавать звуки различных предметов (звук стекла, дерева, звон, свист и пр.) или предлагать чаду угадать на ощупь, какой предмет лежит в темном непрозрачном мешочке. Всё это обогащает детские сенсорные впечатления.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Взрослые изрядно удивляются, когда видят, что малыш пытается засунуть себе в ухо бусину или какую-нибудь горошину. А между тем это самый верный способ научиться воспринимать размерные характеристики предметов и развить мелкую моторику! Правда, подобные манипуляции (и желательно без засовывания их в различные отверстия) следует проводить под присмотром взрослых.

Мария Монтессори предлагала использовать простые материалы из домашнего обихода (фигурные макароны, крупу, пуговицы), а также паззлы и разноразмерный конструктор. Например, ящичек с отверстиями разной формы, куда помещаются, соответственно, разные предметы — каждый в своё отверстие.

Мелкая моторика — основа для формирования важнейших навыков: завязывание шнурков, застегивание пуговиц, письмо, работа руками. И очень важно в этот период уделить её развитию достаточно внимания.

5. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). В этом возрастном промежутке в ребёнке закладываются основы социального поведения. Например он узнаёт, что такое грубое поведение, как лучше начинать разговор, как давать отпор или что говорить незнакомцам. При этом стоит помнить, что в этом сензитивном периоде ведущая модель детского поведения — подражание. Заставлять ребёнка насильно здороваться, улыбаться и соблюдать целый свод правил этикета не имеет смысла.

6. Период развития речи (от 0 до 6 лет). Работу с детьми в этот сензитивный период можно назвать самой трудоёмкой. Но она же и самая долгая! Поэтому мамам и папам не стоит волноваться, если их ребёнок не говорит в 1-2 года: детская речь развивается и совершенствуется вплоть до шестилетнего возраста. О том, как помочь своему ребёнку заговорить, мы недавно писали.

Примерно от рождения до одного года малыш только впитывает звуки и реакции, которые наполняют его жизнь. Общение в этот период эмоциональное, поэтому родителю важно много говорить и взаимодействовать с младенцем, прекрасно воспринимающим на слух интонации.

От 1 года до 3 лет ребёнок начинает практиковать первые словесные реакции: осмысленные звуки, слова, словосочетания, иногда предложения. Словарный запас в основном пассивный, поэтому мамам и папам важно много читать своим детям и обращаться к ним без сюсюканий, чётко и внятно.

От 3 до 6 лет длится период формирования закрепления навыков осмысленной речи. Ребёнок проявляет интерес к чтению, письму, поэтому научить малыша читать в этом возрасте несколько легче. Ему часто и самому интересно писать на песке, повторять на бумаге написание букв и цифр, раскладывать карточки со словами или пытаться прочесть первые слова в любимых книгах.

Читайте также:  Неуробекс инструкция по применению цена отзывы аналоги

А когда ребёнку проще всего изучать иностранный язык? Мария Монтессори такого разделения не даёт. Можно предположить, что изучение иностранных языков наиболее легко проходит в речевом сензитивном периоде. Это подтверждают умения малышей-билингвов, которые хоть и начинают говорить чуть позже других детей (как правило), но сразу на нескольких языках.

А вот психофизиолог Н.С. Лейтас намекает, что лучшее время для усвоения языков — младший школьный (6-10 лет) и младший подростковый (10-12) возраст. В первом случае ребёнок особенно восприимчив к учебной деятельности, связанной с подражанием и повторением, а во втором случае ребёнок сензитивен к практически значимым видам деятельности.

Особенно ярко предположения Лейтаса подтверждаются детьми, которые вынуждены учить новый язык в непосредственной среде (например, из-за переезда). Если они попадают в новую языковую среду именно в благоприятный сензитивный период, то освоение нового языка происходит невероятно быстро: буквально за 1-2 месяца ребёнок уже может понятно и грамотно изъясняться. Но и здесь важно понимать, что все дети разные и какого-то волшебного метода научить ребёнка говорить на немецком без ошибок за 2 месяца не существует.

Сензитивные периоды по Выготскому

Несмотря на то, что Лев Семёнович Выготский говорил о социальной природе сензитивности, в его классификации много схожего с классификацией Марии Монтессори. Основное отличие — небольшие сдвиги возрастных рамок для каждого периода.

1. 1,5-3 года. Период яркого речевого восприятия и пополнения лексикона. В этом же возрасте ребёнок восприимчив к иностранным языкам, развитию мелкой моторики, к формированию порядка и различным манипуляциям с объектами (схватить, завязать, бросить и пр.).

2. 3-4 года. Этот сензитивный период является благоприятным для знакомства малыша с цифрами и буквами, а также для подготовки к письму. На данном этапе у детей развиваются осознанная речь, навыки формирования своих мыслей, понимание, а также очень активно — все органы чувств.

3. 4-5 лет. Данный сензитивный период характеризуется появлением интереса к музыке и к точным наукам. Знания детей о формах, размерах, параметрах значительно расширяются и укрепляются. Кроме того, ребёнок проходит путь интенсивного социального развития.

4. 5-6 лет. Период благоприятен для формирования навыков чтения и письма. На этом же этапе ребёнок закрепляет социальные навыки и расширяет свои знания о желательном и нежелательном поведении.

5. 8-9 лет. На этом сензитивном этапе языковая восприимчивость ребёнка достигает вторичного пика. Поэтому данный период благоприятен для обучения иностранным языкам, закреплению норм родного языка, а также для развития воображения.

После трёх уже поздно?

В 1977 году в Японии вышла книга под названием «После трёх уже поздно». Издание стало бестселлером как раз за раскрытие «премудростей» детских сензитивных периодов.

Но значит ли это, что, если сензитивный период был пропущен, ребёнок больше никогда не научится логически мыслить, писать, считать или говорить по-французски? Разумеется, нет! Иначе больше половины населения так и остались бы неграмотными и несоциализированными.

Сензитивный период вовсе не какая-то панацея от трудностей. Это лишь временной промежуток, который облегчает ребёнку понимание, усвоение и систематизацию информации, поступающей извне.

Современные педагоги и вовсе трактуют сензитивность, как спектр лучших условий для обучения и психического развития. Согласно новым представлениям, сензитивный период — это негласная граница, которая как бы говорит: усвоение старой информации завершено, ребёнку пора переходить к новому этапу и усложнению психической деятельности.

Психологи и ученые говорят следующее: длительность сензитивных периодов определяется не возрастом, а зрелостью нервных структур. Поэтому у многих детей эти границы могут сдвигаться (порой на год или два). Феномен возрастной сензитивности по-прежнему остается предметом больших споров. Поэтому задача современных мам и пап — наблюдать за своими детьми, учитывать их индивидуальную готовность к развитию, обучению и социализации.

Сензитивный период — [лат. sensus чувство, ощущение] период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД — 1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.… … Толковый словарь по психологии

Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… … Словарь-справочник по педагогической психологии

Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… … Словарь по педагогической психологии

сензитивный возраст — (от лат. sensibilitas чувствительный) этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… … Дефектология. Словарь-справочник

Сензитивный (сенситивный) период — (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Сензитивный возраст — (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — Биологически определенный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Наиболее известный пример – критический период для импринтинга У определенных видов уток, который представляет собой несколько … Толковый словарь по психологии

Критический период — Термин этологии, обозначающий жестко определенный и решающий период на раннем этапе развития организма, когда он способен учиться конкретным вещам, необходимым для его выживания в будущем (например, держаться рядом с родитслями). Термин чаще… … Большая психологическая энциклопедия

ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… … Российская педагогическая энциклопедия

Ссылка на основную публикацию
Семя льна при панкреатите как принимать
Семя льна человек употребляет издавна. Много лет назад люди употребляли его в пищу во многих странах. В России льняное семя...
Селедка под шубой при гастрите
Гастрит накладывает ограничения на питание, в частности под запрет попадают и салаты из-за их вредной заправки – майонеза, растительного масла...
Селезенка животных анатомия
У крупного рогатого скота селезёнка (рис. 144—Б) плоская, длинная, довольно широкая, с округлёнными концами, дорзальным и вентральным, с тонкими прямыми,...
Семявыводящий проток воспаление симптомы
Инфекции в малом тазу провоцируют множество тяжелых воспалительных процессов. Один из них – фуникулит, или воспаление семенного канатика. Заболевание редко...
Adblock detector