Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

Люди, страдающие шизоидным расстройством личности (шизоидной психопатией), замкнуты и часто одиноки. Они получают мало удовольствия от взаимодействия с окружающими, из-за чего обычно плохо социализированы.

Рассмотрим, какие еще черты характера присущи шизоидам, почему формируется расстройство, а также могут ли такие люди жить полноценной жизнью.

  1. Код МКБ
  2. Чем отличается от шизофрении
  3. Чем отличается от шизотипического расстройства
  4. Симптомы у мужчин и женщин
  5. Какими признаками проявляется у подростков
  6. Транзиторный характер психопатологии
  7. Причины расстройства
  8. Какие тесты используют для диагностики
  9. Требуется ли лечение
  10. Как жить с такой особенностью характера
  11. Берут ли в армию с этим диагнозом
  12. Другие неорганические расстройства личности
  13. Нарциссическое
  14. Диссоциативное
  15. Биполярное
  16. Пограничное
  17. Органическое расстройство личности
  18. Полезное видео
  19. Заключение

Код МКБ

Согласно Международной классификации болезней шизоидная психопатия имеет код F60.1. Помимо этого синдрома в рубрику F60 по МКБ 10 включены и другие расстройства личности, а также выраженные отклонения в поведении.

В МКБ 11 пересмотра такой болезни как шизоидное расстройство предусмотрено не будет.

Чем отличается от шизофрении

Шизофрения представляет собой серьезное психиатрическое заболевание, которое проявляется такими симптомами, как галлюцинации, бред, нарушенное восприятие реальности. Поведение страдающих этой болезнью людей отличается неадекватными реакциями, из-за чего возникают грубые нарушения социальной адаптации.

Шизоидное расстройство личности и шизофрения имеют некоторые общие черты, но в то же время по степени тяжести эти патологии очень разные. Психопатии имеют относительно благоприятное течение и не сопровождаются галлюцинаторно-бредовым синдромом.

Шизофрения может очень долго оставаться нераспознанной

Чем отличается от шизотипического расстройства

Шизоидное и шизотипическое расстройства отличаются друг от друга тем, что последнее из них является более тяжелым и характеризуется устойчивыми нарушения восприятия и поведения. Люди при этом утрачивают ощущение естественности окружающего мира, глубоко погружены в себя. При шизоидной психопатии подобные черты характера присутствуют, но выражены более мягко.

Симптомы у мужчин и женщин

Люди с шизоидным типом личности могут быть типологически очень разными:

  • робкими и застенчивыми;
  • тонко чувствующими или равнодушными угрюмыми чудаками;
  • мечтателями с невыполнимыми целями или скупыми, мелочными скрягами;
  • встречаются и весьма напористые, деловые и целеустремленные шизоиды.

Несмотря на все многообразие индивидуальных особенностей людей с расстройством личности шизоидного типа объединяет наличие следующих черт характера:

  • социальная замкнутость: снижена потребность в установлении близких отношений, в том числе с членами собственной семьи;
  • обращенность к внутренним переживаниям, интравертированность;
  • бедность эмоциональных связей с окружающими;
  • легкое восприятие как критики, так и похвалы.

Симптомы у мужчин и женщин сходны: окружающие обычно характеризуют людей с шизоидной психопатией обоих полов как сдержанных, необщительных, погруженных в себя. Однако полная замкнутость встречается крайне редко: обычно шизоиды все же имеют собственный круг общения, который ограничен родными и одним-двумя близкими друзьями.

Для людей с шизоидным типом личности характерны неторопливые жесты и монотонная, медленная речь. В то же время неловкость движений обычно не распространяется на мелкую моторику, поэтому многие больные прекрасно играют на гитаре, рисуют, занимаются рукоделием.

Увлечения и хобби шизоидов обычно достаточно оригинальны

Какими признаками проявляется у подростков

Основные симптомы у подростков представлены:

  • патологической замкнутостью, погруженностью во внутренний мир;
  • ограничением потребности в общении;
  • склонностью к мечтательности, интересом к абстрактным наукам, например, философии;
  • сочетанием эмоциональной холодности и чрезмерной чувствительности.

Занятия, которым подростки с шизоидным расстройством предпочитают уделять свободное время, носят уединенный характер. К ним относятся:

  • чтение;
  • коллекционирование;
  • рыбная ловля;
  • прогулки в одиночку и др.

Также для таких подростков, как и для всех лиц с шизоидной психопатией, характерно парадоксальность личностной организации. Например, нередко в их речи сложные речевые обороты и научные термины могут сочетаться с косноязычием.

Транзиторный характер психопатологии

У лиц, страдающих транзиторным расстройством личности по шизоидному типу, проявления синдрома наблюдаются в течение ограниченного времени. Кратковременная психопатология появляется, как правило, под влиянием сильного стресса, например бракоразводного процесса или смерти близкого человека. Также провоцировать развитие транзиторного расстройства личности по шизоидному признаку может длительная психотравмирующая ситуация: постоянные конфликты на работе, регулярное семейное насилие.

Данное расстройство является временным

Несмотря на то, что после полноценного отдыха симптомы у женщин и мужчин с транзиторной психопатией обычно проходят без следа, при новом стрессе расстройство может рецидивировать.

Причины расстройства

За все время изучения расстройства было выдвинуто несколько теорий, объясняющих его развитие. Однако большинство исследователей сегодня придерживаются единого мнения, согласно которому основной причиной формирования шизоидной психопатии является социальный фактор: недостаток контактов со значимыми людьми в раннем возрасте, неприязнь и жестокость к ребенку со стороны родителей.

Какие тесты используют для диагностики

Врачи ставят диагноз шизоидной психопатии на основании беседы, а также опираясь на результаты специальных тестов, которые разработаны специально для выявления признаков этой особенности характера. Такие опросники включают в себя ряд вопросов о предпочтениях и интересах пациента, его отношениях с окружающими, особенностях эмоциональной сферы. Примерами подобных исследований является тест от Mikel Martinez и опросник Кеттелла.

Читайте также:  Какие анализы нужно сдать на аутоиммунные заболевания

Требуется ли лечение

В связи с тем, что шизоидное расстройство является определенным складом личности, специального лечения оно не требует. Однако человек может обратиться за помощью к психологу, если чувствует в этом потребность. Различные психотерапевтические методики помогают лицам с шизоидным типом характера улучшить социальную адаптацию, осознать некоторые эмоции и научиться получать больше удовольствия от определенных событий.

Расстройство личности шизоидного типа

Как жить с такой особенностью характера

Отвечая на вопрос, как жить людям с шизоидным расстройством, отметим, что этот синдром не относится к серьезным психиатрическим заболеваниям. При правильном подборе профессии, хорошими внутрисемейными отношениями шизоиды успешно адаптируются в обществе. Они зачастую имеют интересные хобби и небольшой, но близкий круг общения.

Берут ли в армию с этим диагнозом

В соответствии со ст.18 Расписания болезней, призывники с расстройствами личности умеренного характера с неустойчивой компенсацией признаются ограниченно годными к службе в армии (В). Всё зависит от выраженности расстройства, того, как врачебная комиссия оценит здоровье призывника.

Другие неорганические расстройства личности

Помимо шизоидной психопатии, выделяют и другие расстройства личности. Рассмотрим, какими признаками обладает каждое из них.

Нарциссическое

У женщин и мужчин с нарциссическими наблюдаются такие черты характера, как:

  • самовлюбленность;
  • высокомерие;
  • эгоизм;
  • склонность преувеличивать собственные достижения;
  • безразличие к чувствам окружающих.

Такие люди испытывают постоянную потребность во внимании и восхищении. Если нарцисса кто-то посчитает заурядной личностью, то он воспримет это как настоящее оскорбление.

Нарциссом называют личность, которая любит только себя

Диссоциативное

При диссоциативном расстройстве личности у человека наряду с основной возникает еще одна или несколько самостоятельных личностей. Каждое «я» внутри пациента функционирует автономно, они с разной частотой и последовательностью сменяют друг друга. Целью лечения этого синдрома является попытка собрать все альтер эго воедино.

Биполярное

Биполярное расстройство характеризуется периодически приходящими эпизодами:

  • депрессии, во время которой человек подавлен, лишен возможности получать удовольствие;
  • маниакального поведения – приподнятого настроения, жажды деятельности, ускорения речи, скачкообразного мышления.

Этот вид психопатии, как и другие, имеет хроническое течение, при этом во время ремиссии не наблюдается никакой симптоматики.

Пограничное

К особенностям поведения людей с этим расстройством относятся:

  • импульсивность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • повышенная тревожность;
  • чередование идеализации и обесценивания.

Людям с пограничным расстройством бывает трудно выстроить полноценные долгосрочные отношения: найти верного друга, завести семью. Это обстоятельство может спровоцировать развитие депрессии.

Симптомы и признаки пограничного расстройства

Органическое расстройство личности

Развитие органического расстройства личности является последствием поражения головного мозга в результате одного из патологических процессов:

  • первичного повреждения, например, черепно-мозговой травмы или опухоли ЦНС;
  • системного заболевания, когда мозг страдает, как и многие другие органы.

При расстройстве личности органического характера могут наблюдаться такие симптомы, как эмоциональная неустойчивость, снижение познавательной деятельности, локальные признаки нарушения функций памяти и внимания.

Полезное видео

Психотерапевт расскажет ещё немного о шизоидном расстройстве личности:

Шизофрения детского возраста и шизоидное личностное расстройство

Термин «аутичный» впервые был использован Bleuler (1908) для описания ухода от социальных контактов, наблюдаемого у людей, больных шизофренией. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что представление о непосредственной связи аутизма с шизофренией сохранялось в течение долгого времени; вплоть до конца 1960-х годов аутизм и «шизофрения детского возраста» были взаимозаменяемыми диагнозами (обзор, касающийся такого смешивания понятий, см. у Rutter 1978). С конца 1960-х аутизм стал рассматриваться как непосредственно не связанный с шизофренией (Кау и Kolvin 1987). У аутистов нет какой-то особенной предрасположенности к развитию шизофрении, нет и повышения частоты встречаемости шизофрении среди родственников аутистов.

Однако различного рода связи между шизофренией и аутизмом по-прежнему отражаются в результатах исследований. Frith и Frith (1991) показали сходство между негативными симптомами при шизофрении (например, эмоциональная тупость) и проявлениями аутизма. Они полагают, что в основе обоих нарушений может лежать один и тот же когнитивный дефект, а точнее дефект модели психического (см. гл. 5). Существенные различия между двумя этими нарушениями вполне ожидаемы: поломка сформированной когнитивной системы не могла бы привести к таким же последствиям, как отсутствие одного из когнитивных компонентов с самого начала развития. Chris Frith (1992) также полагает, что продуктивная симптоматика при шизофрении (например, галлюцинации и бред) может проистекать из неправильной работы механизма репрезентации внутренних представлений, приводящей к чрезмерному приписыванию окружающим каких-то намерений, например в виде бреда отношения (например, уверенность в том, что слова телеведущего обращены именно к нему).

Другое сходство между шизофренией и аутизмом видно при анализе синдрома Аспергера. Sula Wolff с соавторами (например, Wolff и Barlow 1979 Wolff и Chick 1980) исследовала группу детей, у которых было, как они выражаются, «шизоидное личностное расстройство»: дети были гиперчувствительны, эмоционально отчуждены, одиноки, с ригидными навязчивостями, у них отсутствовала эмпатия и была склонность к необычным рассуждениям. Авторы полагают, что именно таких детей описывал Аспергер в своей публикации 1944 года. Отсюда Wolff делает вывод, что синдром Аспергера не является частью аутистического спектра, а скорее входит в группу шизотипических или шизоидных расстройств.

Читайте также:  При шейном хондрозе лечение какие препараты

У Wolf в ее первоначальном описании шизоидного личностного расстройства, опубликованном в 1964 году, нет ссылки на работу Аспергера (Wolf и Chess 1964). Однако она очень аккуратно проводит различие между ее группой и детьми с аутизмом по трем признакам. Она полагает, что у шизоидных детей, в отличие от аутистов, нет ни одной из следующих особенностей: отсутствие эмоционального ответа или избегание зрительного контакта, стереотипное поведение, отстающее или слабое речевое развитие с наличием эхолалий. Однако не ясно, как ее группа могла соответствовать предложенным ею критериям шизоидного личностного расстройства, если у этих детей не было ни одной из перечисленных проблем. Предложенные ею критерии включают «эмоциональную отчужденность», «ригидность, иногда доходящую до навязчивости»; также она пишет, что дети используют странный «метафорический» язык. Эти термины по-прежнему слишком расплывчаты, чтобы можно было провести четкое различие. Таким образом, различия между группами, по-видимому, группируются вокруг тяжести и возраста — двух факторов, которые тесно связаны друг с другом (поскольку для того, чтобы родители заметили более легкое нарушение, нужно более продолжительное время) и касаются скорее количественных, нежели качественных, различий.

Среди диагностических критериев шизоидного личностного расстройства, предложенных Wolff и Cull (1986), трудно найти такие, которые бы давали возможность четко разделить это расстройство и аутизм (когда случай относится к верхнему концу спектра). Она приводит следующие ключевые признаки шизоидного личностного расстройства:

1. изолированность;

2. ослабление эмпатии и эмоциональная отчужденность;

3. повышенная чувствительность, доходящая до паранойи;

4. необычная манера общаться;

5. ригидность внутренних установок, например полный уход в занятия, связанные с какими-то особыми интересами.

Из этих признаков только «повышенная чувствительность» не подходит под описание способных аутистов. Wolf и Cull считают, что синдром Аспергера — это тяжелая форма шизоидного личностного расстройства, которое является более широким понятием, включающим случаи, не соответствующие критериям синдрома Аспергера.

Это понятие частично пересекается с «шизоидным параноидальным личностным расстройством», приводимом в МКБ-10. Тогда встает существенный вопрос: как отличить детей с шизоидным личностным расстройством, у которых есть синдром Аспергера, от тех, у которых его нет? Ответ сформулирован не вполне четко, снова подразумевается, что различие состоит в тяжести проявлений.

Nagy и Szatmari (1986) полагают, что все описания Аспергера, Wing и Wolff относятся к одной и той же группе детей, которые в DSM-III соответствуют «шизоидному личностному расстройству». Однако этот диагноз в качестве признаков включает идеи отношений и необычный перцептивный опыт, при этом здесь не упоминается ни о каких нарушениях невербальной экспрессии — признаке, который некоторые авторы (например, Tantam 1988с) в случае синдрома Аспергера считают наиболее существенным. Такая диагностическая схема недооценивает значение необычной речи, особых интересов и снижения невербальной коммуникации, наблюдающихся при синдроме Аспергера. По сути, такой подход вряд ли полезен для обеспечения правильного обучения и организации жизни детей этой группы. Как отмечала Wing (1984), если установление связи между синдромом Аспергера и аутизмом может иметь полезные последствия в плане организации жизни таких детей, то диагноз «шизоидное личностное расстройство» может быть «огорчительным и при этом не иметь конструктивного значения». Она также делает важное замечание, что последний диагноз в настоящее время очень расплывчат и, наряду с синдромом Аспергера, может включать множество самых различных нарушений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

В настоящее время детский аутизм относят к группе так называемых первазивных расстройств развития ( pervasive developmental disorder ). Эта группа была выделена сравнительно недавно. Ранее же симптомокомплекс детского аутизма описывался при разных формах психических расстройств и фигурировал в литературе под названиями «ранний детский аутизм» [ Kanner L ., 1943; Rutter M ., 1979], «аутистическое расстройство», «детский, или инфантильный, психоз» [ Mahler M ., 1952], «ранняя детская шизофрения» [ Bender L ., 1947, 1964].

Термин «первазивный» чаще используется в американской психиатрии [ Campbell M ., Shay J ., 1995]. Но многие специалисты по детскому аутизму, в частности L . Wing (1989), Ch . Gillberg (1995), B. Rimland (1996), считают этот термин неудачным, так как он, подчеркивая искажение психического развития, нивелирует структуру аутистических состояний, выводя за рамки основного определения расстройства такой его главный признак, как аутизм. Поэтому некоторые психиатры предлагают называть всю группу рассматриваемых нарушений под названиями «расстройства аутистического спектра» [Gillberg Ch., 1990] или «аутистически подобные расстройства» [Szatamari P., 1992], которые также нельзя признать удачными.

В русской версии международной классификации (МКБ-10) аутистические расстройства составляют группу нарушений, обозначенную как « Общие расстройства развития», которые определяются следующим образом: группа расстройств, характеризующаяся качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Читайте также:  Снижение овариального резерва яичников что это такое

Краткий исторический очерк. В развитии проблемы детского аутизма выделяют несколько основных этапов. Первый из них — донозологический — относится к XIX — началу XX в. Он характеризуется первыми описаниями детей с поведением, отличающимся стремлением к одиночеству и «уходами» от контактов с окружающими. Второй этап назван доканнеровским (20—40-е годы XX столетия). Когда было сформулировано понятие аутизма у взрослых больных [Bleuler E., 1911, 1920], возник вопрос о возможности развития шизоидии (с характерной для нее аутичностью) в детском возрасте [Симеон Т. П., 1927] и был описан «пустой аутизм» у детей [Lutz J , 1937]. Третий этап — каннеровский (40—80-е годы) назван по имени американского психиатра L Kanner, впервые в 1943 г. описавшего детей, неспособных к речевому и аффективному контакту с окружающими. Наблюдавшиеся им дети с первых лет жизни отличались неспособностью общаться даже с близкими людьми, однообразным поведением со стереотипиями (типа «верчения» руками и подпрыгиваний), расстройствами речи и задержкой психического развития. Такого рода расстройства стали называть «ранний детский аутизм», «детский аутизм Каннера» или «синдром Каннера». Сам L. Kanner предположил, что в основе этого синдрома лежат врожденные нарушения аффективного контакта с окружающими, что нашло отражение в названии его первой публикации (1943).

Вскоре сходный синдром описал H. Asperger (1944), который от типичного раннего детского аутизма Каннера отличался способностью детей к достаточно высокому интеллектуальному развитию (его стали называть синдромом Аспергера).

Концепция раннего детского аутизма развивалась на фоне уже существовавших в то время представлений о раннем слабоумии, шизофрении и шизоидии у детей. Опираясь на эти взгляды, L. Kann er несколько изменил свою точку зрения на ранний детский аутизм, допуская его принадлежность к расстройствам шизофренического спектра, но отграничив от шизофрении и шизоидии. Синдром же Аспергера со времени его описания рассматривается как проявление аутистической (шизоидной) психопатии.

В 1966 г из ранней детской шизофрении был выделен синдром Ретта [Rett A., 1966], который также стали относить к аутистическим детским расстройствам.

Последующее изучение аутизма у детей показало, что он может представлять собой не только достаточно специфические клинически очерченные синдромы типа раннего детского аутизма Каннера, синдромов Аспергера и Ретта, но и быть проявлением других заболеваний, обусловленных хромосомной патологией (болезнь Дауна, синдром Х-ломкой хромосомы, ФКУ и др.), обменными и органическими заболеваниями мозга, в частности туберозным склерозом. Кроме того, он может быть проявлением шизофрении, особенно постприступных состояний. В последнее время привлекается внимание и к парааутистическим состояниям, развивающимся у детей в условиях сиротства.

Таким образом, к 70—90-м годам сложилось представление, что аутистические расстройства составляют гетерогенную по происхождению и отчасти по клиническим проявлениям группу психических нарушений, что нашло отражение и в соответствующих национальных и международных классификациях.

Распространенность детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляет 4—5 человек на 10 000 детей, т. е 0,04—0,05 % [Ковалев В. В., 1995; Wing L., 1974; Ritvo E. R. et al ., 1985; Briston S., 1988; Gillberg Ch., 1995; Campbell M., Shay J., 1995]. Эти показатели остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий, ибо в первом эпидемиологическом исследовании, проведенном V. Letter в 1966 г., болезненность детским аутизмом также определялась величиной 4—5 на 10 000 детей. Существуют, однако, и отклонения от этих показателей. Так, M Campbell и J. Shay (1995) приводят данные канадских и японских специалистов — соответственно 10 и 13,9 на 10 000 детей Последние показатели близки к тем, которые приводятся в тех случаях, когда детский аутизм рассматривается широко с включением его самых мягких форм (5—10 на 10 000 детского населения).

Детский аутизм чаще встречается у мальчиков. По данным разных авторов, обобщенным M . Campbell и J. Shay (1995), соотношение его частоты у мальчиков и девочек колеблется от 2,6:1 до 4:1.

Классификация. В построении современных классификаций детского аутизма находят отражение разные принципы. Они основаны, с одной стороны, на исторической преемственности представлений об этих расстройствах и основных их клинических проявлениях, а с другой, отражают существующие взгляды на их этиологию и патогенез. Поэтому систематики отдельных стран не только различны, но и достаточно изменчивы В этом отношении классификация аутистических расстройств, разрабатывавшаяся в Научном центре психического здоровья РАМН в течение многих лет, также уточняется и совершенствуется по мере накопления клинических наблюдений, в том числе катамнестических.

В настоящее время нами предложена следующая классификация аутистических расстройств.

Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)

Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)

Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)

Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости)

Ссылка на основную публикацию
Шершавые щечки у грудничка комаровский
Если у ребёнка покраснели щёки, то большинство мам сразу с ужасом вздыхают: «Ах, диатез!». И начинаются мучения. При этом большинство...
Шарик на шее с правой стороны
Обнаружив подкожное уплотнение, следует обязательно обратиться в больницу. Конечно, это может быть вполне безвредное образование или увеличение лимфатического узла, но...
Шарик с кровью на десне
Когда речь заходит о зубной болезни, многие думают о кариесе. На самом деле стоматологические заболевания разнообразны, и одним из них...
Шестнадцатая неделя беременности акушерская
Первый месяц беременности (недели 0-4)> начинается с первого дня последней менструации и продолжается 4 недели. Оплодотворение происходит спустя около двух...
Adblock detector