Синдром аспергера у детей симптомы фото

Синдром аспергера у детей симптомы фото

Синдром Аспергера обычно впервые проявляется в детском возрасте и характеризуется затруднением ежедневного общения с другими детьми. Человек, страдающий синдромом Аспергера, может долго и монотонно объяснять что-либо собеседнику, не замечая или не принимая в расчет, что это может быть ему неинтересно. Он может испытывать затруднения и в невербальном общении, например, трудности в установлении зрительного контакта с собеседником. Люди с синдромом Аспергера могут не реагировать или не проявлять эмпатии, когда собеседник рассказывает какую-либо волнующую его историю. Может показаться, что люди, страдающие этим синдромом, бесчувственны, однако это не так. Дело в том, что им трудно «считывать» других людей или понимать юмор.

Диагноз «Синдром Аспергера» может быть впервые поставлен и взрослому человеку. Это связано с тем, что синдром не был установлен в детстве, что вовсе не означает, что его не было. На данный момент, синдром Аспергера рассматривается как легкая форма аутизма. Следующие пять критериев характеризуют данное расстройство:

  1. Серьезные нарушения коммуникации, которые проявляются как один из симптомов:
  • Затруднения в проявлении невербального поведения: отсутствие зрительного контакта, недостаток выражений лица, неуклюжие жесты,
  • Неспособность дружить со сверстниками,
  • Отсутствие необходимости делиться своей радостью, интересами или достижениями с другими людьми. Может выглядеть как нежелание показывать объекты своей заинтересованности другим,
  • Неспособность выражать уместные и соответствующие эмоциональные реакции в процессе коммуникации с другими людьми. Ребенок может не реагировать на других людей, не проявлять к ним каких-либо чувств, включая эмпатию.
  1. Ограниченные и повторяющиеся паттерны поведения, интересы и занятия. Проявляются как один из нижеследующих симптомов:
  • Чрезмерная увлеченность или даже одержимость какой-либо одной темой. Неадекватность может проявляться в интенсивности, выборе темы или точки зрения, с которой человек ее рассматривает,
  • Приверженность ритуалам или строго установленному алгоритму действий, которые по своей сути бесцельны,
  • Стереотипные и повторяющиеся двигательные движения. Это может быть, например, пощелкивание суставами пальцев или часто повторяющиеся движения всем телом,
  • Чрезмерная сосредоточенность на частях объектов.
  1. Комплекс симптомов вызывает заметные затруднения в социальной, рабочей и других важных областях жизни человека.
  2. Отсутствие существенной задержки речи (ребенок произносит отдельные слова к двум годам, фразы – к трем).
  3. Отсутствие существенной задержки когнитивного развития (например, чтения или математических навыков). Развитие навыков самообслуживания и заинтересованность окружающим миром происходят по возрасту.

Ранние признаки синдрома Аспергера

Как уже отмечалось выше, ребенок, страдающий синдромом Аспергера, не имеет задержки развития речевых и когнитивных навыков, а также адаптивного поведения за исключением социального взаимодействия. Именно этот фактор отличает сидром Аспергера от аутизма. Дети, страдающие аутизмом, обычно имеют отклонения в перечисленных областях, что, как правило, заметно к возрасту 3 лет.

Рассмотрим другие признаки развития синдрома Аспергера в раннем возрасте:

  • Ребенок учится говорить слишком рано («Он умел говорить прежде, чем ходить!»),
  • Он рано увлекается буквами и числами, может даже декодировать слова, то есть заменять буквы цифрами (исходя из их номера в алфавите). Гипертрофированная способность человека к развитию навыков чтения и письма называется «гиперлексия».
  • Ребенок имеет близкие отношения с членами своей семьи, но при этом ему трудно устанавливать отношения с людьми вне семейного круга. Но, в отличие от аутизма, он не избегает отношений с другими людьми.

Все вышеперечисленные симптомы могут относиться и к детям с высокофункциональным аутизмом, однако наиболее часто они присущи именно детям с синдромом Аспергера.

Ярким примером человека с синдромом Аспергера является героиня сериала «Мост» Сага Норен (на фото).

Оригинальная статья: Steve Bressert. — Asperger’s Disorder Symptoms. Psychcentral, August 2017.

Читайте также:  Сколько идут выделения после хирургического аборта

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: синдром Аспергера, психическое расстройство, расстройство психики

Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным дефицитом общения, ограничением во взаимодействии с социумом. Первые симптомы болезни начинают проявляться у детей с шести лет. Своевременно поставленный диагноз — залог адекватной психологической помощи, что способствует улучшению качества жизни человека в будущем.

Суть заболевания

В 1944 году английский ученый, по фамилии которого впоследствии было названо заболевание, начал наблюдать детей разных возрастов. В ходе исследования Ханс Аспергер описывал признаки поведения, отличавшие ребят от своих сверстников. Ученому удалось выявить ряд определенных закономерностей. Например, у детей с аутической психопатией полностью отсутствует интерес к окружающей действительности. Они стараются жить в своем собственном мире. Скупая речь и мимика не позволяют понять, что такие дети думают и чувствуют. Все эти симптомы стали основой для восприятия болезни или синдрома Аспергера как отдельной формы аутизма.

Ученые не смогли точно определить, является патология обособленным неврологическим расстройством или специфическим поведением. Почему? Все дело в том, что болезнь (синдром) Аспергера не сопровождается умственными нарушениями. Позднее психологи разработали уникальный тест для определения уровня интеллекта. Первые его результаты добавили разногласий среди ученых. У 90 детей из 100 наблюдались высокие умственные способности. Они могли строить неоспоримые логические цепочки, решать серьезные математические задачи в уме. С другой стороны, маленькие пациенты были обделены творческим потенциалом, чувством юмора, воображением. В результате возникали трудности при взаимодействии с социумом.

Причины возникновения

Болезнь Аспергера приковывает внимание ученых со всего мира. Однако до сих пор они не могут назвать точные причины, запускающие механизм ее развития. Большинство специалистов придерживается версии о схожей с аутизмом этиологии. Поэтому среди основных причин болезни Аспергера принято выделять следующие:

  • наследственно-генетическую предрасположенность;
  • травмы, полученные в процессе родоразрешения;
  • интоксикацию плода в период внутриутробного развития.

Современные методы компьютерной диагностики и специальное тестирование позволяют более точно определять причины неврологической дисфункции.

Классическая триада симптомов

В психиатрии Аспергера болезнь принято рассматривать через призму триады симптомов:

  • коммуникативные проблемы;
  • дефицит творческой составляющей, эмоций и переживаний;
  • сложности при пространственном восприятии мира.

Какие еще имеет синдром Аспергера симптомы? Фото маленьких пациентов с таким диагнозом дают полное представление о картине патологии. Первые ее симптомы начинают проявляться в раннем возрасте. Например, маленьких детей раздражает любой резкий звук или сильный запах. Многие родители не понимают такую реакцию ребенка, поэтому ее редко соотносят именно с болезнью Аспергера. С возрастом ее заменяет нестандартное понимание окружающего мира. Гладкие и приятные на ощупь предметы кажутся колючими, а вкусное блюдо — отвратительным. Клиническую картину дополняет неуклюжая походка, некоторая физическая неловкость. Специалисты объясняют данный феномен чрезмерной погруженностью в себя.

Признаки синдрома у детей

У маленьких пациентов до шести лет патология практически не проявляется. Напротив, такие дети полноценно развиваются. Они рано начинают говорить и ходить, легко запоминают новые слова. Иногда проявляют удивительные способности к счету или иностранным языкам.

Основная проблема детей с болезнью Аспергера — коммуникативные нарушения. Проявления социальной неприспособленности начинаются после шести лет. Обычно этот период совпадает с временем, когда ребека отдают в школу. Среди основных симптомов патологии у маленьких пациентов можно выделить следующие:

  • нежелание участвовать в активных играх с другими детьми;
  • сильное увлечение спокойным хобби, которое требует усидчивости;
  • неприязнь к веселым мультфильмам вследствие громких звуков и музыки;
  • отсутствие контакта с новыми людьми и детьми.
Читайте также:  Перуанский бальзам для заживления ран отзывы

Ребенок с болезнью Аспергера очень привязан к дому и родителям. Смена привычной обстановки может его напугать. Такие дети чувствуют себя комфортно только в том случае, если предметы обихода всегда лежат на своих местах. При незначительных изменениях в распорядке дня они буквально впадают в истерику. Например, если ребенка из школы всегда забирает мама, но тут приехал папа, может случиться приступ неконтролируемой истерики.

Синдром Аспергера у взрослых

Лечение данного заболевания начинают с появления первых симптомов. Если с ранних лет родители вместе со специалистами не занимались корректировкой коммуникативных навыков, патология может прогрессировать. Во взрослом возрасте пациенты испытывают острую социальную изоляцию. Они с трудом находят общий язык в коллективе, не могут поддерживать приятельские отношения, испытывают проблемы в личной жизни.

Среди людей с синдромом Аспергера никогда не встречаются менеджеры или крупные руководители. Они могут досконально знать предприятие, иметь высокий уровень интеллекта, но отдавать предпочтение обычной рутинной работе. Карьерные успехи их совершенно не волнуют. Более того, нередко такие люди становятся настоящими общественными изгоями ввиду кажущейся невежливости. Они отказываются соблюдать правила этикета, когда не видят в них смысла. Часто делают нетактичные замечания и прерывают разговор, погрузившись в собственные мысли.

Чем опасна болезнь Аспергера?

Симптомы неврологической дисфункции, выявленные на ранней стадии, позволяют пройти своевременную психологическую коррекцию. Заболевание практически не несет угрозы для жизни человека. Дети постепенно приспосабливаются к окружающей действительности, многие из них делают успехи в науке. Однако положительная динамика наблюдается не у всех пациентов. Одним трудно найти свое предназначение во взрослой жизни, у других развиваются фобии. Поэтому родители должны с ранних лет прививать ребенку навыки коммуникации, чтобы в будущем он смог полноценно существовать в гармонии с окружающим миром.

Методы диагностики

Опытный психолог может подтвердить Аспергера болезнь, основываясь на наблюдении за поведением и изучении анамнеза пациента. Однако определить причину патологии не всегда удается исключительно по внешним характеристикам. Часто клиническая картина болезни схожа с чертами характера обычного интроверта. Поэтому в современной психиатрии для диагностики синдрома используют различные тесты. Они позволяют выявить неврологические нарушения. Тесты для взрослых и детей с болезнью Аспергера отличаются сложностью вопросов. Кроме того, их принято условно делить на группы по назначению:

  • оценка уровня интеллекта;
  • характеристика творческого воображения;
  • определение сенсорной чувствительности.

Современные методики тестирования посредством вопросов и интерпретации изображений помогают выявить Аспергера болезнь еще на ранней стадии. На основании полученных результатов врач назначает соответствующее лечение.

Терапевтические методики

В первую очередь пациентам, страдающим проявлениями синдрома Аспергера, требуются консультации квалифицированного психиатра. Основа лечения — грамотная адаптация детей и взрослых к постоянно изменяющимся условиям жизни. Для борьбы с нервными расстройствами дополнительно назначают седативные препараты. В особо серьезных случаях лечение не обходится без применения антидепрессантов. Полностью изменить отношение больных к социуму нельзя, но можно скорректировать и адаптировать их поведение. Люди с диагнозом «болезнь Аспергера» обладают незаурядным мышлением, поэтому им необходимо все подробно объяснять. Только в этом случае они будут стремиться преодолевать трудности самостоятельно.

Читайте также:  Почему после чистки каналов болит зуб

Синдром Аспергера — часть аутического спектра. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные способности.

У синдрома Аспергера имеется 5 основных черт:

Социальные нарушения

  • имеют трудности с распознаванием социальных сигналов и этикета
  • испытывают тревогу в социальных ситуациях или в группе
  • хотят иметь друзей, однако им недостаёт навыков для поддержания дружбы
  • имеют затруднения с «переключением передач» (сменой деятельности)
  • имеют трудности с ведением переговоров со сверстниками
  • уязвимы к травле и насмешкам
  • имеют проблемы с различением между «дружеским» и «оскорбительным» поддразниванием

Коммуникативные нарушения

(1) Дети с синдромом Аспергера используют языковые формулировки буквально.
Дети с С.А.:

  • затрудняются с восприятием идиом
  • затрудняются с восприятием «скрытых смыслов» — они не могут читать между строк
  • имеют сложности с помещением фактов в контекст
  • имеют обширный словарный запас, маскирующий их затруднения с пониманием

(2) Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности с прагматической речью (подходящим использованием речи в социальных ситуациях).
Дети с С.А.:

  • плохо ведут и поддерживают разговор — он/она произносит монолог
  • имеют трудности со считыванием таких невербальных сигналов как выражения лиц и язык тела

(3) Дети с синдромом Аспергера могут:

  • говорить очень быстро
  • перенимать в разговорной речи иностранный акцент
  • говорить с необычными интонациями или необычным тоном голоса

Повторяющиеся образцы поведения

Дети с С.А. демонстрируют ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность.

  • могут демонстрировать действия, служащие самостимуляции, такие как раскачивание, взмахи руками, покусывание пальцев или кружение;
  • обычно уделяют интенсивное, всепоглощающее внимание таким темам как, например, динозавры, инопланетяне, поезда, батарейки или строки. Навязчивый интерес к этим темам может длиться всего 2 или 3 недели, а может превратиться в страстное увлечение на всю жизнь;
  • имеют неодолимую потребность в структуре и распорядке и испытывают тревогу, когда распорядок нарушается. Распространённые сферы отсутствия гибкости в отношении распорядка — еда, время отхода ко сну, одежда и просмотр телепередач;
  • жёстко следуют правилам и часто лучше «поддерживают порядок» в следовании им у других, чем у себя.

Сложности с переходными этапами / переменами

Дети с С.А. с большим трудом справляются с переходными этапами и изменениями.

Сенсорная чувствительность

Дети с С.А. сенсорно чувствительны, что может относиться к любому из чувств или ко всем им:

  • Слух (звуки)
  • Зрительное восприятие (попадающее в поле зрения)
  • Обоняние (запахи)
  • Тактильное восприятие (осязание)
  • Вкусовое восприятие (вкус)

Примеры стимулов, к которым могут быть чувствительны дети с С.А.:

  • ЗВУКИ: похлопывания/аплодисменты; стук дождя по крыше; громкие/внезапные звуки (хлопок воздушного шарика, срабатывание пожарной сигнализации); звуки газонокосилки, пылесоса; тиканье часов.
  • ЗРЕНИЕ: свет флуоресцентных ламп; солнечный свет; мигающие огни; вентиляторы; даже подрагивание занавески на сквозняке.
  • ЗАПАХИ: клея; краски; удобрений; духов; дезодоранта; зубной пасты; стирального порошка.
  • ОСЯЗАНИЕ: когда люди до них дотрагиваются, преднамеренно или случайно; тактильные ощущения от одежды или каких-либо субстанций на коже.
  • ВКУС: вкус и текстура пищи — зачастую они будут придерживаться знакомой им пищи.

Дети с синдромом Аспергера могут иметь проблемы с плохой координацией и моторной неуклюжестью; это может сказываться на их способности к письму от руки и навыках, требующих крупной и мелкой моторики.

Дети с синдромом Аспергера также сталкиваются с трудностями с навыками самоорганизации и управлением временем. Этот навык известен как «исполнительные функции».

Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger’s Syndrome?».

Ссылка на основную публикацию
Симптомы ротавируса у детей до 3 лет
Ротавирусная инфекция у детей – острое инфекционное заболевание, вызываемое патогенными ротавирусами и протекающее с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта. При ротавирусной...
Симптомы гормональная дисфункция
О нас О компании Администрация Наши представительства Воронеж пр-т Московский, 11 пр-т Революции, 1/1 пр-т Ленинский, 72 ул. Кольцовская, 68...
Симптомы дисбактериоза кишечника у новорожденных
Одним из часто встречающихся у детей заболеваний является дисбактериоз кишечника. При этом состоянии нарушается нормальный баланс микрофлоры, которая необходима для...
Симптомы сотрясения мозга у взрослых после удара макушки
Последствия сотрясения голоного мозга могут появиться через несколько лет, значительно осложняя привычную жизнь. Тяжелее всего приходится тем, кто по той...
Adblock detector